Российские и Советские легковые автомобили


Главная | Регистрация | Вход
Вторник, 18.12.2018, 15:19
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Посоветуй друзьям
Статистика

  Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) был создан в 1991 г. как дочернее предприятие КамАЗа в г. Набережные Челны (Татарстан). В 1996 г. ЗМА преобразован в открытое акционерное общество <Завод микролитражных автомобилей> (ОАО <ЗМА>).
    Самым крупным акционером общества является ОАО <КамАЗ>, которому принадлежит 74% акций; вторым по значимости акционером является Республика Татарстан, обладающая блокирующим пакетом акций.
    Основной целью создания завода было производство микролитражного автомобиля ВАЗ-1111 <Ока>, разработанного и сконструированного АвтоВАЗом. Сегодня на заводе производится модель ВАЗ-11113 <Ока>. Кроме базовой модели есть вариант для инвалидов, а также машина в тюнинговом исполнении с заменой части элементов конструкции. Помимо ЗМА производство автомобиля ВАЗ-11113 <Ока> ведется на Серпуховском автозаводе (ОАО <СеАЗ>) - дочернем предприятии АвтоВАЗа. Соотношение объемов выпуска на ЗМА и СеАЗе составляет примерно 2 : 1.ОАО <ЗМА> - автосборочный завод, на котором помимо сборки расположены мощности по обеспечению ряда других этапов производства автомобиля (механообработка, потенциально: сварка, окраска), а также мощности по выпуску отдельных комплектующих и запчастей. Характеристика существующих мощностей по различным этапам производства автомобиля <Ока> дана на рис. 1.
    Основными поставщиками ЗМА являются заводы: ОАО 
    <КамАЗ> (кузов и различные механические детали) и <АвтоВАЗ> (силовой агрегат), другие поставщики выпускают комплектующие для автомобиля.
    С момента своего создания ЗМА (без привлечения внешних заимствований) удавалось непрерывно наращивать объемы производства. Соответствующая динамика выпуска автомобилей <Ока> на ЗМА отражена на рис. 2.В соответствии с динамикой роста объема производства на ЗМА изменялись и объемы продажи автомашин. Кроме того, в последние годы увеличились производство и реализация запасных частей к автомобилю.
    С самого начала производства микролитражных автомобилей ЗМА стремился развивать продажи через независимых дилеров. Однако из-за относительно невысоких объемов производства в 1993-1997 гг. и высокой доли бартерных расчетов ЗМА не удалось сформировать сильную дилерскую сеть. В 1997-1998 гг. ОАО <ЗМА> имело около восьми официальных дилеров, обеспечивающих стабильный объем сбыта, осуществляющих послепродажное обслуживание автомобилей и реализацию запасных частей.
    Уровень денежных продаж составлял всего 10-15%. ЗМА был не в состоянии контролировать цену на производимый автомобиль <Ока>, так как большая часть автомобилей реализовывалась на рынке <серыми дилерами>, получающими машины по бартерным договорам.
    Для восстановления контролируемой системы сбыта и упрочения своих позиций на автомобильном рынке ОАО <ЗМА> совместно с гарвардской консультационной фирмой <Монитор> и инвестиционной компанией <Диалог Инвестментс> (г. Казань) в рамках Проекта содействия реструктурированию российских предприятий, проводимого Всемирным банком и Российским центром приватизации, провели крупномасштабное исследование рынка микролитражных автомобилей и конкурентный анализ ЗМА.
    На основе проведенных исследований были разработаны и успешно реализованы следующие мероприятия:  программа контроля за издержками, а также программа конкурсного отбора поставщиков, направленные на снижение монопольной зависимости от поставщиков и снижение себестоимости;  политика ценообразования на автомобиль <Ока> для различных сегментов рынка и каналов поставок, позволяющая обеспечить рентабельность производства и сбыт автомобилей;  программа по совершенствованию системы сбыта автомобилей. В результате ее реализации количество официальных дилеров возросло с 5 (в середине 1998 г.) до 30 (к концу 1999 г.);  программа сокращения бартерных расчетов, ее реализация позволила ЗМА за полгода (октябрь 1998 г. - апрель 1999 г.) в пять раз увеличить объем денежных продаж. В первом полугодии 2000 г. бартерные продажи составили всего 6% от общего объема сбыта.
    За последний год объем сбыта автомобилей <Ока> увеличился на 47% (с 19 тыс. шт. в 1998 г. до 28 тыс. шт. в 1999 г.).
    За первую половину 2000 г. произведено 16044 автомобилей, что позволяет с уверенностью прогнозировать выполнение плана 2000 г. - 32 тыс. автомобилей <Ока>.
    Однако данные величины не являются предельными. Потенциальный объем рынка автомобилей <Ока> в России на 2000-2003 гг. (по результатам проведенных исследований) составляет около 100 тыс. автомобилей, что более чем в два раза превосходит планируемый объем сбыта на 2000 г.
    Помимо этого, при грамотно проводимом маркетинге и мощном производственном потенциале этот объем можно будет значительно повысить (например, в Польше доля микролитражек в общем объеме производства автомобилей составляет 34%).    Несмотря на высокий потенциал, выпускаемая модель ВАЗ-11113 <Ока> находится на той стадии, когда для обеспечения стратегического развития предприятия необходимо модифицировать устаревшую модель или начать выпуск новой модели для более полного удовлетворения растущих потребностей рынка.
    Предполагаемые направления инвестиций следующие:  Завершение строительства окрасочного цеха и ввод в эксплуатацию окрасочной линии DURR (линия стоимостью 38 млн нем. марок оплачена и доставлена на завод). Окрасочный комплекс спроектирован без привязки к конкретной модели и позволяет окрашивать изделия длиной до 5,3 м, шириной 2,0 м, высотой 1,5 м.  Повышение качества линии штамповки. Закупленный ОАО <КамАЗ> многопозиционный пресс-автомат фирмы <Шуллер> (Германия) стоимостью 37 млн долл. позволяет производить 55 тыс. машкомплектов грузовых и 110 тыс. машкомплектов легковых автомобилей.  Модернизация механосборочного производства.  Увеличение мощностей по производству комплектующих и запчастей.  Расширение мощностей по производству двигателей на АвтоВАЗе либо создание производства двигателей на территории Татарстана (потенциальные партнеры ОАО <КамАЗ>, ОАО <Казанское моторостроительное объединение>, ОАО <ЕлАЗ>, компания <Орбитал - Австралия>). Это самый дорогостоящий этап, и его стоимость оценивается в размере от 40 млн долл. до 250 млн долл.
    Совокупная стоимость всего комплекса вышеперечисленных мероприятий оценивается ориентировочно в 10,6 млрд руб. При этом предполагается, что 7,1 млрд руб. - вложения собственных средств, а 3,5 млрд руб. - средства потенциального инвестора.
    Реализация данных мероприятий даст возможность ЗМА выйти на объем производства 75 тыс. автомобилей <Ока> в год и позволит существенно повысить потребительские свойства автомобиля.
    Кроме того, основная часть вновь вводимых мощностей может быть использована для производства и вывода на рынок в 2004-2005 гг. новой модели, отвечающей требованиям мирового рынка микролитражных автомобилей.  ОАО <ЗМА> - производитель единственного микролитражного автомобиля в России.  Производимый на ЗМА автомобиль <Ока> успешно конкурирует с зарубежными аналогами в силу более низкой цены, а также большей доступности запасных частей и сервисных центров.  Объем рынка микролитражных автомобилей в России к 2004 г. прогнозируется в объеме 250 тыс. автомобилей в год.  Завод предпринимает серьезные усилия в направлении улучшения потребительских качеств автомобиля, увеличения объемов производства, расширения сбытовой и сервисной сети, стимулирования сбыта
Поиск
Автоновости
Copyright MyCorp © 2018