ГАЗ-3105 «Волга» — представительский легковой автомобиль среднего класса с повышенным
уровнем комфорта, производимый с 1992 по 1996 года на мощностях Горьковского автозавода. Модель снята с
производства. История созданияК началу 90-х годов XX-го века встал вопрос о создании
автомобиля для секретарей обкома и руководителей областного масштаба, так как
имеющийсяГАЗ-3102 для этих целей не подходил. Министерство
автомобильной промышленности собиралось заменить снятые с производства
автомобили ГАЗ-14 «Чайка». По замыслу ГАЗ-3105 должен быть более
сдержанным и иметь длину 5,05
м (у «Чайки» 6,11 м).Современные тенденцииНа ГАЗе к 1987
году были представлены первые опытные образцы, имеющие ряд
нововведений, таких как реечное рулевое управление с гидроусилителем,
регулировка руля по длине и наклону, постоянный полный привод с возможностью
блокировки межосевого дифференциала и полный электропакет, включая центральный замок. Подвеска типа Макферсон спереди и сзади.Особенностью автомобиля являлась удачная компоновка, при
которой салон при тех же внешних габаритах с обычной Волгой был просторнее, с
электрорегулировками сидений, без прямых острых линий. Коэффициентлобового сопротивления Сх=0,35…0,36.
Была предусмотрена установка климатической системы.Машина оснащалась карбюраторным двигателем 3105 V8, с карбюраторами к114 и,
позже, Пирбург (Pierburg). Двигатель 3105 имел унификацию с двигателем
ВАЗ-21083 и агрегатировался с двухвальной пятиступенчатой коробкой передач и
сухим однодисковым сцеплением с диафрагменной пружиной вытягиваемого типа. Для
управления двигателем использовалась бесконтактная система зажигания с
ограничителем оборотов двигателя. Также предполагалось использовать ABS и катализатор отработанных газов.Для дилеров стоимость автомобиля составляла от $50000 до
$60000, что было сопоставимо с автомобилями иностранного производства того же
класса.Из-за проблем в расчетах и изменении остекления итоговая
масса автомобиля была на 200 кг
больше чем ожидалось, а из-за отсутствия технической базы, приходилось
использовать иностранные узлы.Закрытие проектаВ 1992
году автомобиль был представлен на международных салонах в Лейпциге и Брюсселе и произвел впечатление. Однако подсчитали, что
производство такого автомобиля для правительства обходится дорого, и с 1992
год по 1996
года было произведено всего лишь 55 автомобилей вместо планируемого
объема выпуска 250 автомобилей в год.[2]ГАЗ-3105 имел несколько модификаций. Первая из них (3105)
имела двигатель 3105 с карбюратором к114 и развивала мощность 156 л.с., более поздняя
модификация имела карбюратор Пирбург 4А1 (Solex 4A1) и развивала 170 л.с. Модификация с
двигателем 3105, оснащенным моновпрыском Лукас, имела индекс 31052 и также
развивала мощность 170 л.с.
Также имелась модификация с двигателем 3105, оснащенным распределенным впрыском
топлива и микропроцессорной системой управления фирмы Абит (Санкт-Петербург),
индекс двигателя изменили на ГАЗ-321.10, а номер модели стал 31054. Последняя
из модификаций, она была сделана инженерами ГАЗа уже после прекращения выпуска
автомобилей, имела двигатель ЗМЗ-406 с системой впрыска, поскольку нужно было
собрать оставшиеся автомобили для продажи, а двигатели 3105 (ГАЗ-321.10) ГАЗ
уже перестал производить.На базе ГАЗ-3105 позже были разработаны модели 3103
(передний привод) и 3104 (полный привод), не пошедшие в серию, а также две
спортивные машины. Автомобили 3103 и 3104 были представлены на Московском
автосалоне в 1998 году.