|
1992—2000 годыПосле распада СССР промышленность Российской Федерации погрузилась в глубокий системный
кризис. ГАЗ стал одним из первых крупных предприятий страны, попытавшихся
адаптироваться к новым рыночным условиям. В ноябре 1992 года Горьковский
автомобильный завод был преобразован в акционерное общество открытого типа (ОАО).
Президентом ОАО «ГАЗ» был избранН. А. Пугин.С начала 1990-х среднетоннажный карбюраторный грузовик ГАЗ-3307 переходного
поколения, а также призванные ему на смену дизельные модели четвёртого
поколения: ГАЗ-4301, ГАЗ-3306 и ГАЗ-3309 с
оригинальными дизелями ГАЗ воздушного охлаждения, потеряли массовый рынок и уже
не могли обеспечить полной загрузки мощностей и дальнейшего успешного
финансового существования огромного градообразующего предприятия в условиях
отсутствия господдержки. Зато огромный со времён СССР отложенный спрос на
легковые автомобили позволил ГАЗу увеличить выпуск «Волги» в 1,8 раза (с ~70 до
125 тыс. машин в год).Попутно осуществлялась перманентная модернизация семейства
«Волга». Так, в 1992 году появился седан ГАЗ-31029,
отличавшийся от прежней модели ГАЗ-24-10 преимущественно
осовремененным дизайном передней и задней частей кузова. Параллельно на базе
«Волги» был создан развозной пикап ГАЗ-2304 «Бурлак», так и не
пошедший в серию по причине резкого увеличения выпуска легковой модели.
Мелкосерийный седан бизнес-класса ГАЗ-3105,
намечавшийся на место «Чайки», спроса не нашёл из-за высокой стоимости, которая
была связана, прежде всего, с отсутствием отечественных технологий производства
современных комплектующих и аксессуаров, а также всё усиливающейся конкуренцией
со стороны престижных иномарок.Зато появившийся в июле 1994
года малотоннажный грузовик «ГАЗель» полной массой 3,5 т стал первой послевоенной серийной
полуторкой ГАЗ. Позже семейство «ГАЗель» стало самой востребованной
малотоннажной серией в зарождающемся классе LCV, чрезвычайно
популярном у мелкого и среднего бизнеса и прочих отраслей постсоветской
экономики, став, таким образом, настоящим спасителем предприятия и обеспечив
ему достаточно устойчивые перспективы развития[источник не указан 244 дня].
Первый миллион «ГАЗелей» будет выпущен за 11 лет.В декабре 1995 года — собран 15-миллионный
автомобиль марки «ГАЗ».Микроавтобус ГАЗ-32213 семейства «ГАЗель», освоенный весной 1996 года,
стал основой возрождённого массового вида общественного транспорта — маршрутного такси.В 1996 году ГАЗ стал первым в России производителем,
применившим на своих моделях двигатели с 4 клапанами на цилиндр. Это были
2,3-литровые 4-цилиндровые моторы семейства ЗМЗ-406. Однако они ещё долго не
могли вытеснить морально устаревшие карбюраторные двигатели семейства ЗМЗ-402,
ведущие свою родословную с 1958
года, по причине их более низкой стоимости.В 1997
году была проведена очередная модернизация «Волги». Новая модель
получила индекс ГАЗ-3110.
В том же году ГАЗ приобрёл лицензию у австрийской компании Steyr на производство
малолитражных дизельных двигателей для легковых автомобилей, микроавтобусов и
лёгких грузовиков. Также в 1997 году ГАЗ заключил соглашение с итальянским
концерном Fiat о
создании совместного предприятия под названием «Нижегород-моторс» по сборке
легковых автомобилей Fiat. Под новое СП были подготовлены площади цехов бывшего
завода дизельных двигателей ГАЗ, простаивавшие после сворачивания их выпуска,
но из-за дефолта 1998 года проект
не состоялся. Во второй половине 1998 года в производство было запущено второе
семейство малотоннажных грузовиков и микроавтобусов ГАЗ «Соболь» полной массой
до 2,8 т. В 1999 годувнедорожный грузовик двойного назначения ГАЗ-66,
выпущенный почти миллионным тиражом, был заменён более совершенным капотным
грузовиком ГАЗ-3308 «Садко», также принятым на вооружение Российской армии.Со второй половины 1990-х проводились активные работы по
созданию семейства малотоннажных пикапов и внедорожников ГАЗ-2308 «Атаман», ГАЗ-23081 «Атаман Ермак» и ГАЗ-3106 «Атаман-2». В
1998 году на заднеприводной платформе «Волга» был разработан «переходный» седан ГАЗ-3111,
призванный укрепить позиции ГАЗа в бизнес-классе (сегмент Е2) до момента
освоения в серии перспективных моделей ГАЗ-3103 и ГАЗ-3104, основанных на платформе
модели ГАЗ-3105. Однако после дефолта 1998 года даже стоимость не столь сложной
модели ГАЗ-3111 оказалась слишком высокой для «просевшего» рынка.С конца 1990-х ГАЗ начал конструкторские работы по созданию
перспективного среднетоннажного низкорамного грузовика ГАЗ-3310.В 1990-е годы ГАЗ развернул сотрудничество с мировыми
производителями оборудования и автокомпонентов:Lucas — производство тормозных систем и прочих
комплектующих;INGERSOLL-RAND — производство высококачественного
инструмента;Haden — производство окрасочных
комплексов;CZ — производство турбокомпрессоров
для дизельных двигателей;Bosch —
производство электрооборудования для автомобилей;Lear — производство сидений.[2000—2010 годыВ ноябре 2000 года контрольный пакет ОАО «ГАЗ» был
приобретён компанией «Базовый элемент», Олега Дерипаски. В 2001 году ОАО «ГАЗ»
вошло в состав автомобилестроительного холдинга «РусПромАвто», который в результате кардинальной
реструктуризации 2005 года преобразован в холдинг «Группа ГАЗ», где ОАО «ГАЗ» отведена роль головного
предприятия. Соответственно все продукты «Группы» были распределены между
дивизионами, сформированными по производственному, а не территориальному
принципу. Специализация ОАО «ГАЗ» по выпуску лёгких и средних коммерческих
автомобилей была сохранена. По данным «Группы» она занимает 7-е место в мире по
выпуску лёгких коммерческих автомобилей.Уже в конце 2000 года на ГАЗе началась крупная
реорганизация. Впоследствии ряд перспективных направлений, в том числе
программа выпуска пикапов и внедорожников «Атаман», легковой автомобиль ГАЗ-3115 сегмента D и ряд
других проектов были свёрнуты из-за недостатка финансовых средств и низкой
маркетинговой привлекательности. Была кардинально реорганизована дилерская сеть
(по сути она была создана с нуля), проведена полная финансовая ревизия
предприятия, ряд непрофильных активов выведен за рамки ОАО. Эти меры позволили
сначала уменьшить убыточность, а к середине десятилетия выйти на уровень
рентабельности. Основное внимание было уделено развитию самого
конкурентоспособного направления — лёгким коммерческим автомобилям полной
массой до 3,5 т (LCV),
в сегменте которых ГАЗ фактически является монополистом[источник не указан 244 дня].
В 2005 году предприятие смогло освоить серийный выпуск нового семейства
низкорамных среднетоннажных грузовиков ГАЗ-3310«Валдай»,
а общее оживление экономики повысило спрос и на традиционные среднетоннажные
грузовики ГАЗ-3307, 3309 и ГАЗ-3308 «Садко». В 2005-м и 2006 годах «Группа ГАЗ»
предпринимала существенные усилия по преодолению технологического и временного
отставания от ведущих мировых производителей, при этом для ускорения освоения
новой техники активно использовался опыт ведущих автопроизводителей[источник не указан 244 дня].
В число стратегических целей «Группы ГАЗ» входило увеличение масштабов бизнеса
и вхождение в клуб глобальных игроков международного автомобильного рынка.
Основное внимание «Группа ГАЗ» сосредоточила на сегментах лёгких коммерческих
автомобилей, легковых автомобилей класса Е и силовых агрегатов. Дивизион «LCV»
в 2006 году был увеличен за счёт приобретения «Группой ГАЗ» английской фирмы LDV Group,
специализирующейся на производстве лёгких переднеприводных фургонов Maxus полной
массой до 3,5 т. В мае 2008 года ГАЗ приступил к сборке в Нижнем Новгороде
фургонов и микроавтобусов Maxus из английских SKD комплектов. По
мере локализации и перехода на технологию CKD сборки, объём
производства Maxus должен был составить 50 тыс. в год, но из-за кризиса и
банкротства LDV проект до этой стадии так и не дошёл и был свёрнут в середине
2009 года.Из-за конфликта по ценам на двигатели с ЗМЗ в 2006—2008
годах часть выпуска «Волг», «Соболей» и «ГАЗелей» оснащалась импортными
двигателями Chrysler 2,4 л.Дивизион «Легковые автомобили» осуществил в июне 2007 года
рестайлинг салона седанов «Волга» (31105 и 3102), но падение спроса на морально
устаревшие модельный ряд и кризис заставили ГАЗ свернуть в конце 2008 года
производство данных моделей. В развитие легкового модельного ряда «Группа ГАЗ»
купила в 2006 году у концерна DaimlerChrysler сборочное предприятие
«Стерлинг-Хиллз», производившее среднеразмерные седаны Chrysler Sebring и Dodge
Stratus. На оборудовании, вывезенном из США, с июля 2008 года был организован
выпуск собственной модели сегмента Е Volga Siber.
Объём производства Volga Siber предполагался в количестве 65 тыс. в год, но
модель оказалась непопулярной, и после выпуска 8,7 тыс. автомобилей сборка была
свёрнута в конце 2010 года.В 2010 году ГАЗ произвёл 70,3 тыс. грузовых автомобилей
(+78,1 % к 2009 году). Через дилерскую сеть ОАО «ГАЗ» в 2010 году было
реализовано 83,25 тыс. грузовых автомобилей и автобусов (+61,6 % к 2009
году), включая экспорт в более чем 30 стран мира.Если доля ООО «ГАЗ» в производстве LCV и микроавтобусов в
стране составляет около 59 %, то в производстве легковых автомобилей его
доля упала до 0,4 % и на этом присутствие самостоятельной марки «ГАЗ» в
легковом секторе закончилось. Однако в перспективе предприятие намеревается
вернуться в легковой сегмент за счёт сборки иностранных брендов Chevrolet,
Volkswagen и Skoda.ГАЗ и кризис 2008—2010 годовУже в сентябре 2008 года предприятие ООО «Завод ГАЗ»
столкнулось с финансовым кризисом, а с октября — с кризисом сбыта. В
четвёртом квартале 2008 года и в январе 2009 года ГАЗ несколько раз
останавливал конвейер с целью разгрузки затоваренных площадок готовой
продукции. В связи с возникновением серьёзной задолженности перед поставщиками,
а также оферты по облигациям на сумму $147 млн, в начале февраля
Правительством РФ было принято решение об оказании финансовой поддержки «Группе
ГАЗ»[2].В связи с кризисом руководство ГАЗа предприняло различные
антикризисные пакеты мер, так, с конца 2008 года введена более короткая рабочая
неделя и сокращён персонал (со 105 до 95 тыс.). Несмотря на остановку в ноябре
2008 года конвейерного производства седанов 31105 и 3102 морально устаревшего
семейства «Волга», предполагалось осуществить их удешевление и при наличии
спроса снова запустить в производство. Однако возобновления спроса так и не
последовало и весной-летом 2009 года легковой конвейер был демонтирован, в
дальнейшем на нём предполагается сборка иномарок. Планы по выпуску в 2009 году
новой модели Volga Siber были скорректированы до 8 тыс., а позже и до 3 тыс.,
фактически было произведено только 1717 седанов, из которых реализованы 428
машин. В 2009 году Volga Siber была включена в список отечественных автомобилей
для централизованных госзакупок, но не попала в официальный список легковых
моделей с дотируемыми кредитами для физических лиц. В 2010 Siber попал в список
моделей, включённых в программу утилизации, за счёт чего ГАЗ смог произвести за
10 месяцев 2010 года запланированный объём в 5,1 тыс. седанов и свернул 31
октября их производство[3].6 мая 2009
года «Группа ГАЗ» продала малайзийскому концерну Weststar свой британский завод LDV Holdings, который
принадлежал российскому концерну на протяжении трёх лет и выпускал коммерческие
автомобили под маркой Maxus[4].
Поставки сборочных комплектов Maxus на ГАЗ были прекращены в том же 2009 году,
а модель выведена с российского рынка.Для сохранения продаж лёгких коммерческих автомобилей ГАЗ
разработал удешевлённую до $6 000 версию «ГАЗель» с двигателем УМЗ-4216 и
облегчённой кабиной[5].
Однако модель не пользовалась спросом — была выпущена лишь ограниченная
партия около 700 машин.4 февраля 2010
года «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск модернизированных семейств
лёгких коммерческих автомобилей «ГАЗель-Бизнес» и «Соболь-Бизнес». Продажа модернизированных
автомобилей через дилерскую сеть начата 25 февраля 2010 года[6].20
июля 2010 года «Группа ГАЗ» начала серийный выпуск дизельной модификации автомобиля «ГАЗель-Бизнес»[7].В конце октября 2010 года ГАЗ объявил о начале производства
4-тонной версии ГАЗ-33106 с двигателем Cummins ISF 3.8[8].31 октября 2010
года прекращено производство Volga Siber[9].23 декабря 2010
года концерн Daimler и «Группа ГАЗ» подписали соглашение об
организации производства лёгких коммерческих автомобилей Mercedes-Benz Sprinter (серии
W901-W905) на Горьковском автозаводе. Выпуск LCV намечен на 2011
год[10].ГАЗ в 2011 годуВ начале февраля 2011 года «Группа ГАЗ» и американский
концерн GM подписали соглашение о контрактной сборке на мощностях ГАЗ нового
поколения модели Chevrolet Aveo. Начало сборки предполагается с лета
2012 года.В середине июня 2011 года Volkswagen Group Rus и
группа ГАЗ подписали cоглашение на восемь лет о контрактной сборке 110 000
легковых автомобилей в год на мощностях ГАЗа. Соглашение подписано в рамках
перехода Volkswagen на новый режим промсборки автомобилей в России. Сборка
моделей VW
Jetta, Škoda Yeti и Škoda
Octavia будет осуществляться на базе линии Volga Siber[11].Продукция и сбытВ 2010
году завод выпускал различные модели легковых и грузовых автомобилей и микроавтобусов:легковые автомобили среднего класса (сегмент D) Volga Siber с
двигателем рабочим объёмом 2,4
л мощностью 150 л. с., выпуск мелкими партиями по
госзаказам и по программе утилизации (серийное производство завершено 31
октября 2010 года);малотоннажные грузовые автомобили (сегмент LCV) «Соболь»
(2310 и 2752), «ГАЗель» / «ГАЗель-Бизнес» (3302 и 2705) грузоподъёмностью
0,75—1,5 т;среднетоннажные грузовые автомобили семейств ГАЗ-3310 «Валдай»
и 3307, 3309 грузоподъёмностью 3,5—5,0 т;полноприводные автомобили ГАЗ-2330 «Тигр» и грузовые автомобили ГАЗ-3308 «Садко»
для армии и народного хозяйства грузоподъёмностью 1,3—4,0 т;автобусы особо малой вместимости (микроавтобусы) «Соболь»
(2217, 22171) на 6—10 мест и «ГАЗель»/«ГАЗель-Бизнес» (3221, 32213) на 6—13
мест.Кроме этого, автозавод участвует в реализации национального
проекта «Здравоохранение», поставляя автомобили скорой помощи на базе
автомобиля «ГАЗель» в учреждения здравоохранения во всех регионах России
(80 % парка медицинских автомобилей страны).В 2010 году АЗ ГАЗ было отгружено 88 347 автомобилей,
что на 64,6 % больше, чем в 2009 году (53 668 ед.)[12].«ГАЗ» экспортирует свою продукцию в более чем 30 стран мира.
Традиционными рынками сбыта являются страны Восточной Европы и СНГ,
Юго-Восточной Азии, Южной Америки, Ближнего Востока и Африки.ОАО «ГАЗ» имеет сертификат на соответствие системы качества
национальным и международным стандартам ISO 9001:2000,
присвоенный экспертами «TUV Management Service GmbH» (Германия).
|
|
|