УАЗ-469 — легковой автомобиль повышенной проходимости,
производимый наУльяновском автомобильном заводе.
Эта машина широко использовалась вСоветской Армии, а также в странах Варшавского
договора. Серийный выпуск УАЗ-469 начат в 1972
году. Приостановлен в 2003 в связи с появлением УАЗа Хантера.В апреле 2010
года начато производство автомобиля, получившего наименование УАЗ-469
(заводской индекс 315196). Выпуск модели приурочен к 65-летию победы в Великой
Отечественной войне 1941—1945 гг. и был запланирован в количестве
5000 штук.ИсторияУАЗ-469 был разработан для транспортировки грузов, людей и
буксирных трейлеров на всех типах дорог. Разработка автомобиля началась в 1961
году, на следующий год был построен первый опытный образец под названием
УАЗ-460. Автомобиль похож на американский джип —
крепкий утилитарный внедорожник, но не очень удобный. Интересно, что уже в 1965 г.
изображения УАЗ-469 можно было встретить в советской прессе, однако до запуска
машины в производство было еще далеко.Первые УАЗ-469 сошли с конвейера Ульяновского автозавода 15 декабря 1972
года. Они пришли на смену ГАЗ
(УАЗ)-69. В качестве агрегатной базы в значительной степени использовалась
хорошо знакомая механикам тех лет, известная надёжностью и конструктивным
запасом прочности «Волга» ГАЗ-21.Под индексом УАЗ-469 машина выпускалась до 1985
года, после чего в соответствии с отраслевой
системой 1966 года и получила четырехзначный номер 3151 (номер 31512
получила гражданская модификация 469Б).В августе 1974 года три совершенно стандартных (без лебёдок
и противобуксовочных цепей) автомобиля УАЗ-469 во время испытательного пробега
достигли ледника[какой?] на горе Эльбрус на высоте 4000 метров.В феврале 2010 года Ульяновский автомобильный завод объявил
о возобновлении производства в ограниченной партии модели под названием
«УАЗ-469»[1] (индекс УАЗ-315196).
В конструкцию внесены изменения, повышающие комфорт (пружинная передняя
подвеска, передние дисковые тормоза, гидроусилитель руля (в комплектации с
металической крышей), двигатель ЗМЗ-4091 112 л.с.), однако применяются и решения,
использовавшиеся в оригинальной конструции, претерпевшие изменения: разрезные
мосты «Тимкен», получившие поворотные кулаки от мостов «Спайсер»; металлические
бампера, дополненные пластиковыми «клыками»; откидной борт, ранее используемый
на УАЗ Хантер Классик).В январе 2011 года УАЗ-469 исчез из каталога Ульяновского
Автозавода, исчерпав лимит в 5000 автомобилей. На его место снова вернулся УАЗ
Хантер Классик, цена которого значительно превышает цену 469-го.КонструкцияБыли предусмотрены мягкий тент и
металлические надставки, монтируемые на четыре боковые двери.Кузов автомобиля смонтирован на прочной и жёсткой на
кручение лонжеронной раме.Двигатель — рядный 4-цилиндровый 2,5-литровый двигатель
УМЗ-451МИ.Мощность — 75
л. с.Топливо — бензин А-72 или А-76.Сцепление — сухое однодисковое.Коробка передач — 4-ступенчатая (с
синхронизаторами на 3 и 4 передачах).Топливные баки — 2 по 39 л.Расход топлива при скорости 90 км/ч — 16 л на 100 км.Число мест — 7.УАЗ-469 перевозит 7 пассажиров и 100 кг багажа или
двух пассажиров и 600 кг.
Автомобиль может буксировать прицеп массой 850 кг.Для увеличения дорожного просвета (клиренса) до 300 мм и
расширения силового диапазона трансмиссии были применены мосты с уменьшенными
картерами главных передач и бортовыми редукторами, в которых устанавливались
понижающие передачи (но не на гражданском варианте).В 1980
году на УАЗиках поменяли наружную светотехнику. Указатели поворотов
спереди и сзади получили оранжевые рассеиватели, а сбоку на капоте появился
повторитель указателя поворотов. В это же время в конструкцию подвески внедрили
гидравлические телескопические амортизаторы вместо рычажных. С 1983
года на машине устанавливается двигатель, модели 414, мощностью 77 л. с. Год спустя в системе
охлаждения появился расширительный бачок и герметичная пробка.Армейская версия — 3151В 1985
году вездеход был модернизирован, армейская версия, согласно новойклассификации,
получила индекс 3151. На машинах появились:Гидравлический привод выключения сцепления;Карданные валы с радиально-торцовым уплотнением подшипников;Новые осветительные приборы;Омыватель лобового стекла с электрическим приводом;Подвесные педали сцепления и тормоза;Ведущие мосты повышенной надёжности с изменённым значением
передаточного числа главной пары и колесными редукторами;Тормозная система с двухконтурным приводом и сигнальным
устройством;Разрезная рулевая колонка;Более эффективный и надёжный отопитель;На части машин полностью синхронизированная 4-ступенчатая
коробка передач, вакуумный усилитель тормозов;Мощность двигателя УМЗ-414 повышена до 80 л.с.;Максимальная скорость автомобиля возросла до 110—115 км/ч.МодификацииУАЗ-469 — «Военная» версия с колесными редукторамиУАЗ-469Б — «гражданская» безредукторная версияУАЗ-469БИ — версия 469Б с экранированным
электрооборудованием (например, для Р-403М — Радиорелейной
приемопередающей УКВ станции)УАЗ-469БГ — Медицинский, оборудован местами для
медперсонала и носилками.УАЗ-469Х — машина радиационно-химической борьбыНесерийныеУАЗ-3907 Ягуар — автомобиль-амфибия на базе УАЗ-469. На
амфибии перед задним мостом установлены 2 гребных винта.УАЗ-Марторелли — вариант, экспортированный из СССР в Италию, где оснащался дизелем «Пежо» и подвергался небольшим изменениям
экстерьера.СпортВ 1978
году в Сан-Ремо Мартолетти на УАЗ-469 получил награду, —
серебряный домкрат, — за победу на чемпионате Италии по автокроссу.Мировые рекордыОбычный «УАЗ 469» установил новый мировой рекорд по
вместимости легкового автомобиля![2] Внутри внедорожника одновременно поместилось 32 человека,
примерно столько пассажирских мест размещено в рейсовом автобусе. Общий вес пассажиров
вместе с водителем составил 1900 кг, что соответствует весу
африканского слона. УАЗ 469 с полной загрузкой также проехал 10 м, как этого
требуют условия установления мирового рекорда. Рекорд был зарегистрирован
Международным агентством рекордов и достижений, как, фото и видеоматериалы,
свидетельствующие об установлении рекорда, также будут направлены во Всемирное
издание «Книги рекордов Гиннесса». В подготовке и
установлении рекорда принимали участие студенты и преподаватели
Государственного училища циркового и Эстрадного искусства имени
М. Н. Румянцева. Предыдущий рекорд принадлежит седану KIA Spectra, который смог
вместить 23 человека.Интересные фактыВ народе имел прозвища «Козлик», «Бобик».