С 1998 по 2001 год выпускалась модернизированная версия «Москвич-2141-02»,
известная под собственным обозначением — «Святогор». Конструкция силового
каркаса "Москвича" четвертого поколения была основана на французской
модели середины 1970-х SIMCA 1307/1308, кстати, получившей титул
"Автомобиль 1975/1976 года". Конструкторы завода в своих
воспоминаниях утверждали, что первый образец Москвич-2141 представлял собой
каркас "симки" с заново навешенными кузовными панелями иной формы и
отечественной ходовой частью. Так как наружные кузовные панели были
спроектированы заново, к АЗЛК со стороны французов не было претензий в плане
нелицензированного использования интеллектуальной собственности, а экстерьер
Москвича-2141 получился ультрасовременным для середины 1980-х годов, напоминая
тогдашние новинки Audi 80 и BMW пятой серии. Переднеприводная компоновка с
продольным расположением двигателя и дифференциалом, установленным между
двигателем и КПП - была заимствована от немецкой модели Audi 100. Выбор такой
относительно малораспространенной компоновки был связан с необходимостью использования
двигателей от заднеприводных автомобилей предыдущего поколения, а также более
широким выбором возможных силовых агрегатов и, в перспективе, возможностью
создания автомобилей с полным приводом (таковые были созданы уже в
последние годы существования предприятия).
На переднеприводный "Москвич" устанавливались карбюраторные двигатели
рабочим объёмом 1500, 1700, 1800 и 2000 см3 производства Уфимского завода
автомобильных моторов (УЗАМ), а также 1600 см3 производства ВАЗ, а также
дизельный двигатель 1800 см3 Ford (экспортный Москвич-2141-136). Единственным
типом коробки передач была 5-ступенчатая механическая, хотя на модели первых
выпусков устанавливалась также и 4-ступенчатая коробка передач.
Для семейства "Москвич-2141" характерны вместительные салон и
багажное отделение, увеличиваемое за счет складывания заднего сиденья,
эффективное отопление салона, легкое рулевое управление, хорошая управляемость
на высоких скоростях и проходимость по заснеженным и загрязненным дорогам.
Ремонтопригодность автомобиля частично искупала несовершенство и ненадёжность
применявшихся на нём узлов и агрегатов. По совокупности потребительских
характеристик Москвич-2141 в наибольшей степени отвечал понятию "семейный
автомобиль", превосходя более тесные малолитражные модели Волжского автозавода.
Для семейств "Москвич-2141" (хэтчбек) и "Москвич-2142"
(седан) было сконструировано оригинальное семейство двигателей
"Москвич", под которые при АЗЛК создавалось собственное производство.
Однако, будучи построенным к началу 1990-х на 90-95 % (данные разнятся) из-за
начавшегося экономического кризиса завод достроен не был, а позже его
установленное оборудование было разукомплектовано, списано и просто утрачено. В
результате Москвич-2141, "временно" стартовавший на двигателях
ВАЗ-2106 (М-2141) и УЗАМ-412 (М-21412) так и не дождался своего современного
двигателя, что в решающей степени предопределило его неудачную судьбу. Кроме
того, качество комплектующих и сборки, и особенно окраски кузовов на АЗЛК было
откровенно неудовлетворительным и с годами всё более ухудшалось. Кузов
среднестатистического автомобиля начинал корродировать уже в первый год
эксплуатации, что отрицательно сказывалось на имидже модели. Модификация 21412
отличалась крайне неудачным сочетанием морально устаревшего уфимского двигателя
УЗАМ-412, ведущего свою родословную еще от трофейного мотора BMW с более
современной экипажной частью. В результате автомобиль не обладал необходимой
мощностью и динамикой, к тому же адаптация мотора под новый моторный отсек была
произведена неудачно, так что ряд узлов и навесных агрегатов (прежде всего
распределитель зажигания и расширительный бачок системы охлаждения) оказались
самыми уязвимыми и дополнительно снижали и так невысокую надёжность автомобиля.
Экспортным наименованием автомобиля было Aleko, от Автозавод Ленинского
Комсомола, в странах Евросоюза продавался под обозначением Lada Aleko.
Интересные факты
Виктор Цой являлся водителем автомобиля Москвич-2141, на котором и погиб в автокатастрофе.
Москвич-2141 с 1 января 1991 года до середины 1992 года могли приобрести только граждане, прописанные в Москве и Московской области. С лета 1992 года автомобиль поступил в свободную продажу по всей стране.