General Motors, сокращённо GM— крупнейшая американская автомобильная
корпорация, до 2008
года на протяжении 77 лет крупнейший производитель автомобилей в мире
(с 2008 года — Toyota, а с 2009 года — Volkswagen).
Производство налажено в 35 странах, продажа в 192 странах. Штаб-квартира компании расположена в Детройте.ИсторияОснована в США 16 сентября 1908
года Уильямом Дюрантом[1], уже
имевшим к тому моменту компанию Buick. Первоначально
штаб-квартира компании находилась в городе Флинт (штат Мичиган), а затем переехала в Детройт.Начало XXI века: банкротство и возрождениеВ конце первого десятилетия XXI века финансовое состояние GM
сильно ухудшилось. 1 июня 2009 года компания приступила к процедуре банкротства (статья 11-я федерального закона США о
банкротстве) — в суд Южного федерального округа Нью-Йорка был подан соответствующий иск. Согласно
условиям банкротства, правительство США предоставило компании
около $30 млрд, а взамен получило 60 % акций концерна, правительство Канады — 12 % акций за
$9,5 млрд, Объединенный
профсоюз работников автопромышленности США (UAW) — 17,5 % акций.
Остальные 10,5 % акций разделили между собой крупнейшие кредиторы
концерна. Президент США Барак Обама заявил, что государство не планирует
контролировать GM всегда и избавится от контрольного пакета акций, как только
улучшится финансовое положение концерна[2]. В
результате 10 июля 2009 года[3] была
создана новая независимая компания General Motors Company. Старая GM (General
Motors Corporation) была переименована в Motors Liquidation
Company.Предполагалось, что после банкротства концерн будет разделен
на две компании, в первую из которых войдут наиболее убыточные подразделения, а
во вторую — наиболее прибыльные Chevrolet иCadillac. В
частности, в 2009 году GM планировала продать убыточный Opel, и одним из
претендентов на покупку являлся консорциум компании Magna International и российского Сбербанка. Однако в начале ноября GM приняла решение
оставить Opel себе, мотивируя это наметившимся выходом отрасли из кризиса и
нежеланием уходить с рынка малолитражных автомобилей.[4]В конце 2010 года GM провёл публичное размещение акций,
ставшее одним из крупнейших в истории. В ходе размещения правительства США и
Канады, ставшие основными акционерами при банкротстве в 2009 году, реализовали
свои акции на общую сумму $23,1 млрд[5].Собственники и руководствоОсновные акционеры компании на май 2011 года — министерство финансов США (35,5 %), United Auto Workers (10,3 %),
Canada Gen Investments (9 %)[5].C 1 января 2011 года председателем и генеральным директором
является Дэниэл Акерсон.[править]ДеятельностьАвтомобильные маркиОсновная статья: Марки GMВ настоящее время General Motors принадлежат автомобильные
марки: Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, Holden, Opel и Vauxhall.Джи-Эм тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки
сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний
Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji
Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей
и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций
компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая
была упразднена в начале 2011 года.Показатели деятельностиВ 2010 году компания стала вторым по продажам
автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин[5].На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год).
Выручка компании по US GAAP за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная
прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд[6].
Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд),
чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7
млрд).[7]General Motors в РоссииИнтересы GM в России представляет компания General Motors
Russia & CIS (управляющий директор — Джим Бовензи)[5].По состоянию на май 2011 года в России у компании было 154
автодилера марки Chevrolet, большинство из них также занимались продажей
автомобилей марки Opel, и 28 продавали Cadillac. В России в 2010 году GM заняла
второе место по продажам автомобилей, продав 159 376 машин всех своих марок[5].Производство в РоссииGeneral Motors принадлежит автосборочный завод в Санкт-Петербурге, в Шушарах, открытый в ноябре 2008 года.
Суммарные инвестиции GM в производственный комплекс оцениваются в
$300 млн. Строительство завода началось 13 июня 2006 года; на первом этапе
(сборка 70 000 машин в год) объём инвестиций в проект составил $115 млн.
Монтаж оборудования начался в январе 2008 года, пробный пуск производства
состоялся в сентябре, а официальное открытие предприятия — 7 ноября 2008
года. На церемонии торжественного открытия предприятия GM Шушары
присутствовал Президент России Дмитрий Медведев. Выход завода на полную мощность
запланирован на конец 2009 года. По словам генерального директора завода
Ричарда Свандо, уже проведены переговоры с 80 потенциальными поставщиками
комплектующих, а уровень локализации производства в Санкт-Петербурге будет
доведен до 30 % приблизительно к 2010 году.[8]С сентября 2006
года, ещё за два года до начала работы основного сборочного завода GM в
Шушарах, компания начала сборку изSKD-комплектов автомобиля Chevrolet
Captiva в арендованном цеху завода «Арсенал», расположенного в районе Финляндского вокзала Санкт-Петербурга. С
сентября 2007 года здесь развёрнута SKD-сборка внедорожника Opel Antara,
а с февраля 2008 года на второй производственной площадке в Шушарах началась
сборка — Opel Astra. В 2006 году на «Арсенале» было собрано 273
ед. Chevrolet Captiva, в 2007 — 5631 ед. Captiva и 48 ед. Antara. За 9
месяцев 2008 года собраны 30 575 автомобилей моделей Captiva, Antara и Astra. С
февраля 2009 года сборка на заводе «Арсенал» прекращается, а работники
переводятся на завод в Шушарах, где с конца 2009 года намечается также сборка
легковой модели Chevrolet Cruze на всемирной платформе Global
Compact.Кроме того, General Motors является партнёром (владеет
41,6 % обыкновенных акций предприятия) ОАО «АвтоВАЗ» по совместному предприятию — СП «GM-АвтоВАЗ», выпускающему внедорожники Chevrolet
Niva. Корпорация General Motors сотрудничает с калининградским ЗАО «Автотор», где выпускаются автомобили компании под брендами Chevrolet и Cadillac.В ноябре 2008
года General Motors запустила на заводе «Автотор» производство полного
CKD-цикла модели Chevrolet Lacetti. Строительство и оснащение
дополнительных цехов по сварке и окраске обошлось сторонам примерно в
80 млн евро. Переход на полный цикл сборки Lacetti в Калининграде
потребовал дополнительно нанять 1450 сотрудников. Общая сумма инвестиций GM в
«Автотор» превысила $350 млн.В 2002 году корпорация General Motors, Волжский
автомобильный завод и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) учредили
совместное предприятие «GM-АвтоВАЗ». Производимый тольяттинским СП внедорожник Chevrolet Niva,
является одним из самых продаваемых автомобилей в России. В 2004 годуGeneral Motors заключила
с калининградским предприятием «Автотор»договор о выполнении сборки автомобилей HUMMER H2.
В настоящее время на этом заводе ведут крупноузловую сборку автомобилейHUMMER H2
и H3, Cadillac CTS, STS и SRX, а также Chevrolet Epica.
В конце текущего года «Автотор» начнет сборку полного цикла автомобилей Chevrolet Lacetti.Строительство нового автосборочного завода в Шушарах
корпорация General Motors начала в июне 2006 года. Согласно
первоначальным планам, мощность предприятия должна была составить 25 тысяч
автомобилей в год. Позже, учитывая бурный рост российского автомобильного
рынка, эта цифра была увеличена почти в три раза – до 70 тысяч автомобилей в
год. До начала заводского производства автомобилей в Шушарах их крупноузловая
сборка осуществлялась на временном сборочном предприятии «Арсенал» в
Санкт-Петербурге. Там собирают автомобиль Chevrolet Captiva, а с
сентября прошлого года – Opel Antara. Предполагается, что в
дальнейшем персонал сборочного предприятия будет переведен на завод в
Шушарах.На российском рынке корпорация General Motors представлена
пятью марками: Cadillac, Hummer, Saab, Opel и Chevrolet. Таким
образом, из всех зарубежных автопроизводителей она предлагает самый широкий
ассортимент легковых автомобилей и внедорожников. Нет ни одного сегмента
автомобильного рынка, где бы отсутствовала продукция General Motors.За первые три квартала 2008 года Россия вышла на второе
место среди рынков сбыта корпорации General Motors в Европе (первое
место занимает Великобритания). Российский рынок является вторым по величине
среди европейских рынков для марки Chevrolet и пятым по величине для Opel.
Для марок Cadillac и Hummer Россия представляет собой самый
крупный рынок в Европе. Два из принадлежащих корпорации General Motors брендов
(Chevrolet и Opel) входят в десятку наиболее продаваемых в России
иностранных марок. Chevrolet при этом является лидером продаж среди
иностранных марок, а Opelдемонстрирует наиболее быстрый рост продаж среди
всех участников первой десятки.Таким образом, учитывая стратегию развития корпорацииGeneral Motors –
строить автомобили там, где они продаются, сборочный завод в России появиться
должен был обязательно.«Новый автомобильныйзавод, построенный здесь, в Санкт-Петербурге,
компаниейGeneral Motors является образцовым примером реализации
взаимовыгодного российско-американского инвестиционного проекта», - такую
оценку произошедшему событию дал Президент РФ Дмитрий Медведев, выступая на
торжественной церемонии пуска предприятия. Он вспомнил, что два года назад, в
июне 2006 года, когда закладывался завод, ему даже пришлось немного поработать
лопатой. «Выступая в тот день, - напомнил он гостям церемонии, - я пообещал,
что обязательно приеду на открытие завода. И мне очень приятно, что этот день
наступил так скоро».Если учесть, что с момента закладки первого камня в
основание предприятия, в июне 2006 года, прошло немногим более двух лет, то
реализацию проекта можно действительно назвать образцовой. Это же признает и
американская сторона. Так, вице-президент «Дженерал Моторс Европа» и
управляющий директор «Дженерал Моторс Россия» Крис Габби (Chris Gubbey)
заявил на пресс-конференции: «Строительство завода в Санкт-Петербурге было
проведено в рекордные сроки. Мы с полным правом можем гордиться тем, что
получилось в итоге».С этим утверждением трудно спорить, завод в пригороде
северной столицы - Шушарах способен производить 70 тысяч автомобилей в год, в
его создание американская сторона инвестировала 303 миллиона долларов. Для
сравнения: первоначальные инвестиции Ford в завод во Всеволожске
составили 150 миллионов долларов, Toyota в свое предприятие, которое
располагается также в Шушарах, вложила порядка 125 миллионов долларов, а Nissan,
чей завод строится все в тех же Шушарах затратит на этот проект в общей
сложности немногим более 220 миллионов долларов. Так что, американцы,
действительно не поскупились и создали одно из самых современных автомобильных
предприятий в Европе, применив при этом новейшие технические решения, что
позволяет использовать его для производства множества различных моделей
автомобилей. Так, первоначально новый завод GM будет производить
кроссоверыChevrolet Captiva и Opel Antara, а в 2009 году к
производственной гамме будет добавлен абсолютно новый седан компакт-класса ChevroletCruze,
мировая премьера которого состоялась на Парижском автосалоне в сентябре этого
года.Естественно, что в период разрастания экономического кризиса
не может не родиться вопрос, а насколько оправданы такие вложения? Понятно, что
закладывался и строился завод в период автомобильного бума, но сейчас
большинство специалистов предрекает отечественному автомобильному рынку
существенное падение объемов продаж. Не отразится ли кризис на дальнейшем
функционировании предприятия?«Сегодняшнее открытие нашего завода свидетельствует о
твердых намерениях компании GMукрепить нашу позицию как иностранного
производителя №1 на рынке России», - заявил президент «GM Европа»
Карл-Питер Форстер (Carl-PeterForster) на церемонии открытия предприятия. Еще
более определенно он высказался на пресс-конференции: «Мы абсолютно адекватно
оцениваем экономическую ситуацию в стране. Поэтому готовы к усложнению условий
работы. Но в целом мы оцениваем Россию с ее огромным потенциалом как
стратегический рынок. Его неправильно называть развивающимся, это
быстрорастущий рынок. Достаточно сказать, что еще пару лет назад GM продавала
здесь порядка ста тысяч машин, а в этом году мы рассчитываем выйти на
показатель в триста шестьдесят тысяч машин. Таких ростов объемов продаж мы не
имеем больше ни на одном рынке. Сегодня Россия вышла на второе место среди
рынков сбыта корпорации General Motors в Европе. Мы уверены, что
уже через пару лет она будет занимать доминирующее положение в Европе».Руководители GM уверены, что продукция их завода в
Шушарах будет достойно конкурировать с автомобилями других производителей.
Залогом этого является высокое качество работы, которое будет обеспечено на
предприятии. «Наш завод в Санкт-Петербурге будет работать в соответствии с самыми
высокими стандартами качества, благодаря которым наши автомобили неоднократно
получали самые престижные премии и награды за качество», - заявил на
пресс-конференции Карл-Питер Форстер.
nd-reZ�:iX[k
X�m
itial; ">GMC, Holden, Opel и Vauxhall.
Джи-Эм тесно сотрудничает с рядом компаний, разделяя рынки сбыта и производя совместную разработку автомобилей и двигателей. Среди таких компаний Fiat Auto SpA of Italy (марки Fiat, Alfa Romeo, Lancia, Ferrari, Maserati), Fuji Heavy Industries Ltd. (Subaru), Isuzu Motors Ltd. (разработка для GM коммерческих автомобилей и дизельных двигателей, марка Isuzu), Suzuki Motor Corp. of Japan (Suzuki).Кроме того, GM являлась держателем крупнейшего пакета акций компании GM Daewoo Auto & Technology Co. of South Korea (торговая марка Daewoo), которая была упразднена в начале 2011 года.[править]Показатели деятельности
В 2010 году компания стала вторым по продажам автопроизводителем в мире, реализовав 8,39 млн машин[5].На заводах компании работает 202 тыс. человек (2010 год). Выручка компании по US GAAP за 2010 год составила $135,6 млрд, операционная прибыль — $5,7 млрд, чистая прибыль — $4,7 млрд[6]. Выручка за 2008 год составила $148,98 млрд (в 2007 году — $181 млрд), чистый убыток — $30,86 млрд (в 2007 году — чистый убыток $38,7 млрд).[7][править]General Motors в России