Москвич-2142R5 «Князь Владимир» — легковой автомобиль с
кузовом седан, серийно выпускавшийся с 1997
года. Его производство планировалось начать в 1992 году, однако, ввиду
некоторых сложностей, запуск модели был отложен на неопределённый срок. В 1997 г. было
решено начать выпуск «Москвича-2141» с кузовом седан, однако не в базовой, а в
модернизированной версии. К его проектировке приступили почти сразу же после
постановки на конвеер базовой модели. Это решение является весьма
сомнительным — в мировой практике для облегчения разработки и постановки
на производство принято разрабатывать все кузовные модификации модели
одновременноПредысторияНа основе базового автомобиля Москвич-2141 на АЗЛК
планировали наладить выпуск седана Москвич. Важно отметить, что работы по
созданию седана 41-го семейства велись не одновременно с базовым
хэтчбеком — решение разрабатывать седан на основе уже готового хэтбека
было принято позднее, что существенно затрудняло работу над автомобилем. В
итоге проведенных работ, в 1990 году свет увидел АЗЛК-2142.Серийное же
производство седана планировалось начать в 1992 году, после освоения серийного
выпуска новых двигателей 414-ой серии — на этом особенно настаивал
Генеральный директор АЗЛК В. П. Коломников, категорически не желавший
повторить недавнюю ошибку с выпуском нового автомобиля «Москвич-2141» с
устаревшими двигателями. Уже к концу 80-ых годов модель «2142» рассматривалась
как новая базовая модель с модернизированным интерьером и шасси. Планировалось
провести подготовительные работы и в 1992 году поставить машину на конвеер.
Причем в проекте была предусмотрена установка на эту модель нового силового
агрегата, объемом 1800 см3. АЗЛК-2142 имел слегка подретушированную внешность в
сравнении с хетчбэком. Были созданы несколько иные бамперы и решетка радиатора.
Соответственно изменилась и задняя часть кузова. Москвич-2142 имел профиль
классического строгого седана. Руководство видело в седане новую базовую
модель, имеющую обновленный интерьер и ходовую часть. Но в связи с
экономическим спадом и еще по ряду причин, начало серийного производства
АЗЛК-2142 было отложено на неопределенное время, а позже так и не было начато.
Всего было выпущено единичное количество экземпляров Москвич-2142, многие из
которых попросту попали в частное владение, став раритетом для
автоколлекционеров и поклонников марки.История созданияПолностью готовый к производству седан «2142» так и не
добрался до конвейера даже к концу 90-ых годов, оставшись воплощенным лишь в
ряде опытных и предсерийных машин. Тем не менее, понимая необходимость наличия
в продуктовой линейке седана, новое руководство АО «Москвич», в первую очередь
в лице его Генерального директора Р.Асатряна, решило выпускать мелкими партиями
удлиненную версию фактически не существующего седана. При этом заводские
маркетологи сочли целесообразным позиционировать продукцию АО «Москвич» в
среднем классе, автомобили которого, по их мнению, были более рентабельны в
производстве. Такой автомобиль унаследовал прежний индекс «Москвич-2142», к
которому в зависимости от комплектации прибавлялись дополнительные пятая и
шестая цифры или буквенно-цифровой индекс. Новому седану было присвоено
«княжеское» имя — «Князь Владимир». Первый «Князь Владимир» с двигателем
Renault увидел свет в июне 1997 года Главной внешнее изменение — головная
оптика фирмы «Хелла». Из «невидимых» изменений двигатель Renault F3R. В
соответствии с новой концепцией автомобиль получил имя «Князь Владимир» и
индекс 2142R5. Также в отличие от базовой (но не существующей серийно) модели
2142, новый «Владимир» длиннее на 200 мм, что увеличило простор в салоне.
Автомобили «Князь Владимир», как и все Москвичи, отличались хорошей плавностью
хода. Причем «Князь Владимир» стоял на полступеньки выше по плавности
хода — этому способствовала длинная база автомобиля. Ещё в отличие от
базового Москвич-2141 автомобиль стал тише — его капот и щит моторного
отсека были оклеены панелями шумоизоляции. Также этому способствовал
устанавливаемый на автомобиль двигатель Renault F3R. Комфорту автомобиля
способствовали устанавливаемые по желанию клиента электропакет, кондиционер и
гидроусилитель рулевого управления фирмы ZF. Также в последние годы
существования завода Москвич Князь Владимир оснащался французскими двигателями
Renault F4 и F7R и полноприводной независимой подвеской, правда не серийно.
Помимо французского двигателя на автомобиль ставили карбюраторные двигатели ВАЗ
и УЗАМ. Всего было выпущено около полутора тысяч таких седанов.МодернизацииС целью стимулирования спроса на «Князя Владимира» в 2000
году был разработан проект его рестайлинга — было изменено оформление
передней и задней частей кузова Задняя подвеска со скручивающейся балкой была
заменена независимой трехрычажной подвеской, а в качестве силового агрегата
предполагалось использовать двигатель Renault F4R мощностью 140 л.с. Был ли построен опытный
образец рестайлингового автомобиля, автору неизвестно.Описание конструкцииМосквич-2142 «Князь Владимир» — это четырехдверный
седан-стрейч. Сама модель «Князь Владимир» отличается увеличенной колесной
базой на 200 мм,
новым капотом, узкими фарами головного света фирмы «HELLA», дополнительной
вставкой между бампером и фарами, новой облицовкой радиатора. Новый передок был
перенесен на все семейство Москвичей. Кузов основной «сорок первой» модели с
измененным передком стал именоваться Москвич-2142 «Святогор». Большинство
выпущенных автомобилей оснащались 2-литровым двигателем Renault F3R. Были
разработаны модификации Москвич-2142 с 16-клапанными двигателями объёмом 2,0 л. Renault F7R или F4R.
Существовали даже полноприводные модификации, имевшие обозначение 2144, с
самыми мощными двигателями. Как и «Юрий Долгорукий», новый «Князь» был удлинен
по отношению к базовому шасси 41-го «Москвича» посредством врезки позади задней
стойки 200 мм
вставки В качестве дополнительного оборудования на Москвич-2142 «Князь
Владимир» устанавливались: гидроусилитель руля ZF, кондиционер, электропривод
наружных зеркал, электростеклоподъемники, центральный замок, магнитола на
компакт-дисках, литые диски колес. Также увеличился задний свес за счет
увеличения объема багажника. Задние стойки крыши «Князя Владимира» стали
значительно массивнее по сравнению с первоначально задумывавшимися у
«Москвича-2142». «Князь Владимир» получил намного более удобный для задних
пассажиров салон — без проблем сзади размещались люди двухметрового роста
и их колени при этом не касались передних сидений. Из спинки заднего сиденья
откидывался подлокотник, разделяя сиденье на два посадочных места. В потолке
были размещены плафоны индивидуального освещения. Автомобиль был укомплектован
электрическими стеклоподъемниками. Часть автомобилей была оборудована
кондиционером, но при всем этом передняя панель и руль остались прежними.ИспользованиеЗаводчане пытались позиционировать автомобиль как служебный
для руководителей среднего звена, однако его стоимость явно не соответствовала
его потребительским качествам и автомобиль не пользовался спросом. Даже
московская мэрия, являвшаяся на тот момент, по сути, основным акционером АО
«Москвич», закупила лишь одну партию седанов «Князь Владимир», отказавшись от
их приобретения в дальнейшем.ОценкаОтметим, что прототипы седана АЗЛК-2142 постоянно
создавались в 90-х годах .А ведь серийный выпуск варианта с популярным в нашей
стране кузовом седан мог иметь значительный коммерческий успех и возможно, в
дальнейшем предотвратил бы крах завода.