Модификация автомобиля УАЗ-31519с пружинной передней
подвеской и задними малолистовыми рессорами обеспечивает более комфортные
условия при движении по дорогам с твердым покрытием. Установка на автомобиль ведущих мостов с бортовой
передачей увеличивает дорожный просвет до 300 мм. Конструкция
переднего моста допускает отключение ступиц передних колес. В качестве
дополнительного оборудования предусмотрена установка пускового подогревателя,
обеспечивающего надежный запуск двигателя в зимних условиях.Вопрос знатокам: что это за автомобили? Нет, УАЗ здесь
только один - тот, что вверху. А на переднем плане - не УАЗ, а UAZ. Точнее -
UAZ Hunter, «Охотник». Отныне Ульяновский автозавод будет именовать свои новые
модели именно так, латиницей и по-английски. По мнению маркетологов УАЗа, это
должно «перепозиционировать продукт» и в корне поменять имидж «уазиков»,
которые в народе прозвали «козлами».А чем еще, кроме названия, отличаются UAZ Hunter и УАЗ
обыкновенный - так сказать, UAZ vulgaris?Взятый нами на тест в качестве точки отсчета синий «козел»
УАЗ-31519, выпущенный осенью 2003 года, - один из самых простых автомобилей в
ульяновской гамме. Подвешенные на обычных четвертьэллиптических рессорах мосты
с допотопными разъемными картерами, под капотом - нижневальный карбюраторный
мотор УМЗ-421, ведущий свою родословную от двигателей Волги ГАЗ-21. В салоне -
частокол рычагов. Два из них управляют старой раздаточной коробкой с
прямозубыми шестернями, а еще один, с железной кнопкой в торце - «ручником».
Как на УАЗах-469 первых годов выпуска!Приметы времени в «козлике» все же заметны. Передняя панель
облицована черным пластиком, рулевое колесо - с толстым пластиковым ободом (но,
увы, с травмоопасной ступицей: это нам известно по краш-тесту УАЗа-3160 с такой
же баранкой). Есть гидроусилитель. Подрулевые переключатели - от вазовских
машин «восьмого» семейства, сиденья тоже похожи на «восьмерочные» и оснащены
удобной бесступенчатой продольной регулировкой в виде встроенного винтового
«домкрата».Но Боже, с каким ужасным качеством все это сделано! Кресла
неплохи, но болтаются так, словно не прикручены. Звукоизоляции никакой - на
металлический пол кабины лишь кое-где брошены убогие резиновые коврики.
Тканевая «обивка» на дверях вспучена, между дверьми и кузовом - зазоры в
полпальца толщиной, дверные ключи гнутся от легкого усилия и уже успели
заржаветь... Жуть! И за это просят около 170 тысяч рублей, то есть $6000...Наш зеленый UAZ Hunter вышел из ворот завода тоже еще в 2003
году. Стоит он уже 200 тысяч рублей - на $1000 дороже «козлика». Кстати, в
техпаспорте Хантер обозначен как УАЗ-315195. То есть от синего «козлика» его
отличает лишь дополнительная пятерка в индексе. Ведь на самом деле и «козел», и
Охотник - это просто вариации на тему базовой модели УАЗ-3151 с
цельнометаллическим верхом вместо армейского тента. Теперь, после фактического
рыночного провала «люксового» УАЗа-3160, именно эти простые «уазики» остались
последней надеждой завода на выживание. И «старый козел» начал свое превращение
в Hunter...Hunter. Хантер. Или Хунтер? Что за странная затея с
английским названием для исконно российского вездехода? Ведь «уазик» - это
такое же «наше все», как автомат Калашникова, «тридцатьчетверка» или
трехлинейная винтовка Мосина. Присмотритесь к нему. Правильные пропорции,
лаконичные обводы крыльев, узнаваемый рисунок передка... Это вам не
какой-нибудь безликий Симбир, а настоящий УАЗ - один из самых красивых отечественных
автомобилей. Без иронии. Козел с большой буквы.К счастью, Хантер остался тем самым «уазиком», который мы
знаем и любим. А небольшие дополнения ему даже к лицу - это черные пластиковые
бамперы и накладка на передке, взятые от тюнинговых УАЗов, иные зеркала (они
меньше, но удобнее), а также окрашенные в белый цвет 16-дюймовые стальные
колеса и распашная пятая дверь. Вообще, Хантер - это, так сказать, выставка
почти что всех достижений уазовского народного хозяйства. Модифицированная рама
с трехопорным подвесом силового агрегата, передняя пружинная подвеска и задний
мост на малолистовых рессорах (как на Симбире), современные мосты типа Spicer с
неразъемными литыми картерами, раздаточная коробка с косозубыми шестернями...В салоне, к сожалению, все тот же руль и убогая передняя
панель с приборами, рассматривать которые приходится в соответствии со строками
известной песни: «что ж ты, милая, смотришь искоса, низко голову наклоня».
Против самих приборов мы ничего не имеем - пусть они кондовые, но других «уазику»
и не надо. Только расположить их нужно по-другому - чтобы спидометр и указатель
топливомера хотя бы не перекрывались ободом руля!Замок зажигания на Хантере посовременнее, на полу лежат
шумоизоляционные коврики, прикрытые резиновыми матами, а удобные передние
сиденья имеют регулируемый поясничный подпор (и он работает!). Болтаются кресла
на салазках меньше, чем у Козла, продольная регулировка здесь уже ступенчатая.
Кузовные зазоры поаккуратнее, появились дополнительные дверные уплотнения. Но
качество окраски кузова, увы, лучше не стало. «Система микроклимата» та же -
жестяная коробка с вентилятором и узкие прорези обдува у лобового стекла. Ни
дефлекторов на панели, ни воздуховодов к задним пассажирам. Зато отовсюду висят
«кишки» проводов, торчит поролон обивки...Исчезли классические поворотные форточки - в оконных проемах
боковых дверей теперь стоят сдвижные стекла, оснащенные пластиковыми
фиксаторами. Сдвинуть их зимой, когда в направляющих замерзла влага, непросто.
Зато если это все-таки удастся сделать, то вентиляция салона будет лучше, чем
со старыми поворотными «треугольниками» и неподвижными основными стеклами.Еще одно нововведение - распашная дверь багажника,
установленная вместо старой двухстворчатой. С одной стороны, это удобно - в
грузовой отсек попадаешь в один прием, а на стекле появился «дворник». Но само
заднее стекло стало меньше. Кроме того, раньше на УАЗах было легко доски
возить: откидываешь нижнюю секцию, просовываешь вагонку под раму заднего
сиденья - и вперед. С Хантером такой номер не пройдет. Кроме того, единственная
дверь получилась настолько тяжелой («запаска» крепится не на откидывающемся
кронштейне, как раньше, а на самой двери), что при езде по бездорожью мы быстро
«разбили» фиксатор замка.Вкратце, первое впечатление от Хантера по сравнению с Козлом
таково: это легкая заводская модернизация, которая приблизила допотопный
«уазик» к легковым стандартам. Но не намного...А каковы Козел и Охотник на ходу?Вы никогда не замечали, что УАЗы трогаются с места на
светофорах чуть позже остальных? Это неспроста. Поскольку педаль сцепления
тяжелая, то стоять лучше на нейтрали. А когда зажжется зеленый, то водителю
Козла нужно выжать сцепление, взяться за ма-а-аленький набалдашник на конце
длинного и тонкого металлического стержня, что торчит из пола, и попробовать
врубить первую передачу. Хр-р-р... Не тут-то было! Рычаг сразу же «упирается» и
с хрустом начинает вибрировать в руке, впиваясь в ладонь острыми гранями
набалдашника при каждом ударе венцов несинхронизированных шестерен. Только после
того, как хруст прекратится и рычаг уйдет вперед, можно прожимать тугие пружины
в приводе акселератора и отпускать сцепление.Поехали! Завыла прямозубая «раздатка», загудел нижневальный
двигатель. Пора включать вторую. Выжим сцепления, движение рычагом на себя...
Опять «хр-р-р»: вторая передача здесь тоже без синхронизаторов. Если хотите
обойтись без хруста, то придется осваивать двойной выжим сцепления, а при
переходе «вниз» - еще и с перегазовкой. И только третья и четвертая в обычной
уазовской коробке синхронизированы - они включаются заметно легче и без
страшных звуков.Эх, «уазик», машина времени. «Шли мы дни и ночи, трудно было
очень, но баранку не бросал шофер»... Эх, путь-дорожка фронтовая! Не страшна
нам бомбежка любая. Не страшна постоянная тряска на жестких рессорах: чай, не
баре. И шумы нам не беда: и не такое слыхали. Трансмиссия то подвывает, то
звонко клацает, выбирая зазоры при смене знака тяги, то начинает трещать при
сбросе газа, словно гигантский механический будильник «Слава» о семи камнях. А
если удастся раскочегарить УАЗ до 80-90 км/ч, то кабину наполнит жуткий гул...Что самое интересное, до 90 км/ч разогнаться на
«уазике» можно. И даже до 120 можно. По спидометру. Двигатель-то неплохой -
старый добрый карбюраторный «нижневальник». Он теперь имеет рабочий объем 2,9 л и развивает 84 л.с. Да, он шумен, но эти
звуки приятны на слух - они типично уазовские, знакомые до обертонов. Мотор
прекрасно тянет на «низах»: это у него, как говорится, на роду написано. Но при
этом он еще и довольно охотно «крутится». Тахометром УАЗ-3151 завод обделил, но
на слух - тысяч до пяти набирает. Если топить газ в пол, то первая передача
дотянет до 40 км/ч,
вторая - до 60, третья - до 80...Насколько Хантер проворнее? Ведь у него под капотом -
«шестнадцатиклапанник» ЗМЗ-409 объемом 2,7 л и мощностью 128 л.с.!Первое впечатление - в кабине Хантера несравнимо тише.
Косозубые шестерни в «раздатке», шарниры равных угловых скоростей типа Birfield
в приводе передних колес - и чудо двадцатого века, синхронизаторы на всех
передачах. Наконец-то! Не прошло и сорока лет с начала выпуска...Мы сравнили цифры шумности в кабинах обоих вездеходов,
полученные нами с помощью профессионального измерителя уровня звукового
давления Bruel&Kjaer. При движении со скоростью 60 км/ч на третьей передаче
разница достигла 12 дБ (73,6 дБ у Хантера и 85,8 дБ у обычного УАЗа)! Это очень
много. При этом Хантер мог бы быть еще тише, если бы не гулкий бубнящий выхлоп
из-под днища, который неприятно резонирует в металлическом кузове. А еще после 80 км/ч начинает
прослушиваться «аэродинамика кирпича». И трансмиссионные звуки в Охотнике
все-таки присутствуют: покряхтывание при разгоне на небольших оборотах,
высокочастотный шум шестерен при сбросе газа...Так что до легковых автомобилей по шумности Хантеру - как до
Луны. Зато по сравнению со старым «уазиком» в нем просто мертвая тишина!Столь же велика разница в плавности хода. В Хантере с его
пружинами спереди и малолистовыми рессорами сзади трясет на порядок меньше: о
вездеходной породе напоминают лишь сглаженные толчки на крупных неровностях и
вибрации неподрессоренных масс, которые чувствуются не только на кузове, но и
на руле. Пересаживаешься обратно в обычный рессорный «уазик» - и он вновь
трясется на каждой кочке, вновь «козлит» на «лежачих полицейских», громыхая
ЗИПом в багажнике и вытряхивая душу из своих седоков.Впрочем, у автомобилей еще и разные шины: если наш рессорный
Козел обут во внедорожную дубовую «диагоналку» Medved ЯИ-375А размерности
215/90 R15, то Хантер - в радиальные покрышки К-153 (225/75 R16) с мягкими
боковинами и дорожным рисунком протектора. К этой разнице мы еще вернемся...Двигатель Хантера сперва производит яркое впечатление - еще
бы, он в полтора раза мощнее. Охотник без проблем трогается с места, отзывчиво
реагирует на акселератор. Но если поставить Хантер и Козел рядом и дать
стартовую отмашку, то до 80
км/ч оба УАЗа будут набирать ход ноздря в ноздрю!
Ай-яй-яй: «шестнадцатиклапанник» ЗМЗ-409 явно проигрывает старому
карбюраторному двигателю в крутящем моменте «внизу». Вдобавок, у старого Козла
более «короткая» трансмиссия. Поэтому если молодой Охотник сразу после старта
«просаживается», то карбюраторный «уазик» бодро рвется вперед - знай жми на газ
что есть сил. Потом, когда моторы раскручиваются до средних оборотов, Охотник
вроде бы совершает рывок вперед, но... Но нижневальный старина УМЗ-421
«крутится» ничуть не хуже современного двигателя с двумя «верхними»
распредвалами и четырьмя клапанами на цилиндр!Потом, после 80
км/ч, Хантер все-таки уходит вперед - на третьей
передаче он может разогнаться не до 80 км/ч, как карбюраторный УАЗ со старой
трансмиссией, а почти до 120
км/ч (по спидометру). На четвертой же передаче мы
загоняли стрелку за отметку 140
км/ч.А откуда же тогда субъективное ощущение лучшей динамики
Хантера при городской езде? Это заслуга «цивилизованных» приводов сцепления и
акселератора. Вместо тугой и короткоходной «ложки газа» здесь нормальная
подвесная педаль с выверенным ходом и с «легким» тросовым приводом дроссельной
заслонки. Вместо отечественной корзины - сцепление Luk, которое обеспечило
Хантеру малое усилие на педали и информативность при включении.Но и в городе, и на трассе шестнадцатиклапанный Хантер все
время резко дергается при плавном сбросе газа. А арзамасская коробка просто
достала. Это чудо конструкторской мысли имеет нестандартную схему переключения:
вместо второй передачи здесь задняя, а вторая - там, где у всех нормальных
машин четвертая. Сделано это якобы с благой целью - помочь застрявшему водителю
вытащить машину враскачку, быстро переключаясь с первой на заднюю и обратно по
одной линии. Но именно это действо с арзамасской коробкой и не выходит: попасть
в заднюю после первой одним движением невозможно! У нас, во всяком случае, не
получилось ни разу - ни на редакционном УАЗе-3160, ни на Хантере. А вот
случайно врубить заднюю передачу вместо второй - это запросто.Причем передачи вроде бы включаются неплохо, с довольно
короткими ходами и небольшими усилиями - особенно в сравнении с «мешалкой»
четырехступенчатой коробки на старом УАЗе. Но там «промахнуться» мимо передачи
невозможно. А здесь - легко! Подвел рычаг чуть левее или правее - и он мертво
уперся. Не втыкается! И приходится судорожно дергать рычагом, нащупывая верную
лазейку в недрах механизма переключения.Честное слово, мы бы лучше ездили со старой коробкой - тем
более что на Хантеры будут ставить не только арзамасское чудо техники, но и
модифицированные ульяновские агрегаты, полностью синхронизированные и с
пристыкованным модулем пятой передачи. Правда, говорят, что эти коробки
разваливаются уже после 20 тысяч километров...Тормоза у Хантера несравнимо лучше - дисковые механизмы
спереди и доработанные барабаны сзади против барабанов «по кругу» у обычного
Козла. Если у Козла педаль тормоза «ватная», с огромным свободным ходом и плохо
предсказуемой интенсивностью замедления, то у Хантера педаль упругая и вполне
информативная.Если бы еще и управляемость была настроена так же... Но,
увы. Точно так же, как и редакционный Симбир, который почил в бозе на
краш-тесте, зеленый Хантер «плавает» по дороге - особенно при наличии рельефа
вроде колеи, выдавленной в асфальте. При этом гидроусилитель обеспечивает
Охотнику довольно «легкий» руль, а реакции на повороты баранки даже слишком
быстрые - с ростом скорости Хантер резко уходит в сторону при небольшом
отклонении рулевого колеса. Корректируешь увод легким движением руля, а УАЗ
шарахается в другую сторону! При резких маневрах мягкая подвеска заставляет
Охотника сильно крениться, причем крен сопровождается самопроизвольным
доворотом.Чуть позже мы прокатились еще на одном Хантере: тот рыскал
меньше, но чрезмерная острота откликов никуда не делась. Так что с
управляемостью ульяновцам надо определенно разбираться...А что же обычный рессорный Козел? Он-то как раз не рыскает:
стоит на дороге, как утюг, и отвечает на повороты руля хоть и с запаздыванием,
но предсказуемо, без нервотрепки. Вполне приемлемо! Так что бесспорное
преимущество Хантера здесь - только в маневренности на малых скоростях (из-за
новых шарниров равных угловых скоростей передние колеса у машин с мостами типа
Spicer поворачиваются на больший угол).Зато когда съезжаешь с асфальта, Хантер вновь убедительно
демонстрирует преимущество более мягкой подвески. На неровном проселке, где
рессорный «козлик» способен вытряхнуть душу, Охотник позволяет нагло идти
ходом!На этом-то мы и прокололись: проглядели этот чертов бугор...
На скорости под семьдесят Хантер подпрыгнул на трамплине, пролетел с десяток
метров, с легким дифферентом на нос обрушился на мерзлую обочину, подскочил
еще... И после неуклюжего галопа через обочину замер в объятиях глубокого
сугроба. Целы? Вроде бы. Вот только руль согнулся. А из-под двигателя капает
масло. Допрыгались...К счастью, сам двигатель не пострадал: как выяснилось, масло
текло из сломанного штуцера обратной магистрали масляного радиатора, который
ввернут сбоку в картер шестнадцатиклапанного мотора. До «базы» мы добрались
своим ходом, периодически доливая масло. Но то, что при полном ходе сжатия
подвески передний мост способен достать до грязезащитного щитка и через него
сломать штуцер «обратки», - это плохо.Утешало лишь одно: рессорный Козел в такой ситуации, скорее
всего, после приземления просто опрокинулся бы...Впрочем, на «козлике» спешить на бездорожье не стоит. И он
пройдет везде! Прекрасная внедорожная «геометрия», старый нижневальный мотор с
поистине «дизельной» тягой, «короткая» трансмиссия, жесткий полный привод с
демультипликатором... Не хватает только межколесных блокировок. Дубовые
«зубастые» диагональные покрышки Medved гребут в снегу и впрямь как медведи.
Кроме того, ты не боишься что-нибудь поцапать или сломать: все вокруг железное.
Вперед!Хантер в проходимости проигрывает. Во-первых, о бесшабашной
езде по глубокому снегу и о «валке леса» нужно забыть - навесная «пластмасса»
не рассчитана на силовые контакты с препятствиями, даже несмотря на стальные
балки внутри. Мы лишь слегка оперлись о сугроб задним бампером - и вот он уже
загнулся вниз. Знаменитой уазовской грузовой сцепки и передних «клыков» на
Хантере тоже нет - спереди и сзади установлены обычные «легковые» буксирные
проушины.Во-вторых, углы въезда и съезда у Охотника меньше - тоже
из-за низких бамперов и опущенной выхлопной трубы. Дорожный просвет на
радиальных шинах тоже ниже (примерно на 1 см). И если обычный «уазик» с допотопными
разъемными мостами в глубокой колее режет грунт тонкими ребрами картеров, то
машина со «спайсерами» в аналогичной ситуации будет грести плоскостями,
нагружая машину значительно более высоким тормозным усилием. По этим же
причинам у повисшего на мостах Козла больше шансов тронуться с места без
посторонней помощи.«Асфальтовые» шины К-153 работают на снегу очень плохо: не
способный к самоочистке протектор моментально забивается. Кроме того, из-за
отсутствия боковых грунтозацепов покрышки делают автомобиль неуправляемым на
рыхлом снегу и здорово осложняют выход даже из самой безобидной колеи. И,
конечно, дает о себе знать разница в моментных характеристиках моторов и
разбивке передаточного ряда трансмиссии. Работающий на холостых оборотах
карбюраторный УМЗ-421 справлялся с нагрузкой там, где глох «впрыскной» ЗМЗ-409!
И там, где Козел уверенно шел внатяг на «верхнем» ряду трансмиссии, Хантер уже
требовал включения демультипликатора.Безусловно, новая схема управления «раздаткой» с помощью
одного рычага, которым включается и полный привод, и «нижний» ряд, - это шаг
вперед. Но сам рычаг расположен низковато и дальше от водителя, нежели две
раздельные рукоятки (пока что «раздатки» будут выпускаться в обоих вариантах).
И, само собой, перед включением переднего моста по-прежнему нужно не забыть
выйти из машины и перещелкнуть замки муфт на ступицах передних колес в положение
4х4.Все это не значит, что Хантер перестал быть внедорожником -
нет, он тоже прекрасно «ползает». Но своим поведением Охотник на дорожных шинах
напомнил автомобили Land Rover с их упрощенной идеологией «офф-роуда»: съехал с
асфальта - сразу включай демультипликатор.Итак, чем же UAZ Hunter отличается от УАЗа обыкновенного?Косозубые шестерни в «раздатке», малолистовые рессоры или
коврики на полу - все это должно было появиться на УАЗах не в начале XXI века,
а лет двадцать назад. Но лучше поздно, чем никогда! Так что превращение Козла в
Охотника - приветствуем.Пластиковый обвес - штука необходимая не только для
эстетики, но и для соблюдения норм по безопасности. Однако бамперы нужно хотя
бы сделать более «силовыми» - и вернуть на место заднее сцепное устройство и
буксировочные «клыки». Ведь ни шестнадцатиклапанный мотор, ни «асфальтовые»
шины, ни распашная дверь задка, ни цвет «металлик» вкупе с легкосплавными
колесами не сделают из Хантера Land Rover Discovery - как этого ни хотелось бы
заводским «маркетологам»...УАЗ - это УАЗ. На чем возить по грязи доски и картошку, на
чем вытаскивать из колеи завязшие соседские Нивы? Конечно, на «козлике»! А для
этого лучше иметь под капотом не легковой «шестнадцатиклапанник», а старый
добрый нижневальный мотор - но со впрыском топлива и с нейтрализатором, чтобы
вписаться в нормы Euro 2.Вместо двух разных коробок передач, каждая из которых плоха
по-своему, нужна всего одна - но хорошая. Два бака с капризной системой
перекачки давно пора заменить на один. В салоне должны появиться обогрев
заднего стекла и дефлекторы обдува боковых стекол. Надо серьезно заняться
управляемостью: возможно, дело в неоптимальных углах установки передних колес.
А может быть, надо пересмотреть жесткость передних пружин и амортизаторов?На самом деле, переделывать в «уазике» нужно многое. Другой
вопрос: что реально сможет изменить завод, удерживая цену Хантера в разумных
пределах? Например, хорошо бы поменять конфигурацию дверных проемов. Не только
потому, что они недопустимо узкие - при нынешнем расположении центральных стоек
невозможно правильно разместить верхние точки крепления ремней безопасности
(кстати, на заводе Хантер комплектуется современными инерционными ремнями, но
они... лежат нераспакованными в багажнике: все равно никто ими не пользуется).
Почему бы не сделать «уазик» трехдверным - подобно бразильскому аналогу УАЗа,
утилитарному джипу Toyota Bandeirante, бестселлеру африканского и
южноамериканского континентов?