22 декабря 2006 года «АВТОВАЗ»
подписал рамочный контракт с канадской компанией Magna International о сотрудничестве в
области разработки новой платформы автомобилей Lada и организации в Тольятти нового автосборочного завода. Планировалось, что
совокупная стоимость проекта составит $1,6-1,7 млрд; итоговая мощность
завода составит 440 тыс. автомобилей в год[6].
Эти планы на 2009 год осуществлены не были.В 2007 году «АВТОВАЗ»
собирался модернизировать свои производственные мощности. Для этого компания
собирается привлечь около $900 млн инвестиции за счет сотрудничества с
автомобилестроительной корпорацией Renault.
Этого должно было хватить для выпуска автомобилей на платформе класса «С». По словам
председателя совета директоров компании «АВТОВАЗ» Чемезова, «завершена большая
работа, которая проводилась в течение двух лет». «АВТОВАЗ», получивший
стратегического партнера в лицеRenault, планировал полностью обновить модельный ряд на
предприятии к 2013 году,
сообщил журналистам в Тольятти вице-президент по техническому развитию ООО
«Группа АВТОВАЗ» Максим
Нагайцев. По его словам, планы, озвученные ФГУП «Рособоронэкспорт» при получении контроля над
«АВТОВАЗом» сохраняются — на заводе планируется выпускать различные модели
автомобилей на трёх новых платформах. При этом полностью заменить автомобили,
выпускаемые на предприятии, планируется к 2013 году.В декабре 2009 года Совет
директоров ОАО «АВТОВАЗ» принял решение о выделении на предприятии шести
отдельных производств.[7] Эта
идея по реорганизации завода не является новационной, так как она предлагалась
в начале 2000-х годов.Экономический кризис 2008—2009 годовВ результате экономического кризиса 2008—2009
годов и вызванных им проблем со сбытом продукции в начале 2009 года «АВТОВАЗ»
попал в сложную финансовую ситуацию. На конец марта 2009 года долг поставщикам
составил около 14 млрд руб. За 9 месяцев 2009 года производство упало на
43,5 % к соответствующему периоду предыдущего года.30 марта 2009 года Правительством России было принято
решение о выделении государственной корпорации «Ростехнологии» 25 млрд руб., которые
та, в свою очередь, в виде беспроцентной ссуды сроком на год передаст «АвтоВАЗу».[8]Также модельный ряд «АвтоВАЗ» попал под государственную
программу субсидирования процентных ставок по автокредитам.[9]В сентябре 2009 года руководством компании было объявлено о
массовом сокращении персонала: до конца 2009 года будет сокращено
27,6 тыс. работников из 100 тысяч. По словам представителей
«АВТОВАЗа», это будет одной из мер на пути к недопущению банкротства крупнейшей
российской автомобилестроительной компании.[10] Впрочем,
уже в начале октября стало известно, что в Правительстве России было
согласовано увольнение только 5 тыс. человек, а первый вице-премьер
Правительства Игорь Шувалов заявил: «Никаких
увольнений и сокращений на предприятии не планируется. Это все вранье»[11].В то же время, в октябре 2009 года Министерство
промышленности и торговли Российской Федерации в письме в
аппарат правительства заявило, что в нынешнем виде «АВТОВАЗ» фактически
является нежизнеспособным, находясь в предбанкротном состоянии (по расчётам
министерства, на начало 2010 года долг завода будет составлять
76,3 млрд руб.). По мнению Минпромторга, дальнейшая государственная
поддержка предприятия нецелесообразна, а спасти ситуацию в Тольятти можно лишь
сократив до 50 тыс. сотрудников «АВТОВАЗа» и потратив средства, которые
предполагается выделить «АвтоВАЗу», на стабилизацию рынка труда в Самарской области.[12]В ноябре 2009 года Кристиан Эстев, генеральный директор
Renault в России заявил, что по предложениям французской стороны, на
«АВТОоВАЗе» планируется организовать производство автомобилей марок Renault,
Nissan и Lada на базе единой платформы В0
(платформа Logan), а также оставить производство своих автомашин класса ultra
low cost (возможно, на базе «Калины»).[13]В ноябре 2009 года российское Правительство заявило о
готовности оказать «АВТОВАЗу» поддержку в размере 54,8 млрд руб. Из
этой суммы 38 млрд — это невозвратные долги, ещё 12 млрд руб.
пойдет на создание и запуск в производство нового модельного ряда и ещё
4,8 млрд руб. необходимо для реализации программы создания новых рабочих
мест.[14]Госкорпорация «Ростехнологии» и Renault подписали 27 ноября 2009 года протокол о
сотрудничестве в рекапитализации «АВТОВАЗа». Соглашение предусматривает
финансовую помощь «АВТОВАЗу» со стороны РФ в обмен на помощь Renault в
использовании технологий Renault и Nissan.[15]10 марта 2010 года совет
директоров «АВТОВАЗа» одобрил бизнес-план до 2020 года, по которому планируется
рост производства автомобилей до 1,2 млн штук в год к концу 2010-х годов,
а также инвестиции в предприятие за 2010—2020 годы в размере до
3 млрд евро.[1]26 августа 2010 года президент
«АВТОВАЗа» Игорь Комаров сообщил, что чистая
прибыль «АВТОВАЗ» за январь-июль 2010 годасоставила
24 миллиона рублей по РСБУ против убытка за аналогичный период 2009 года[16].В состав производственных единиц ОАО «АВТОВАЗ» входят:металлургическое производство (МтП);прессовое производство (ПрП);сборочно-кузовное производство (СКП);механо-сборочное производство (МСП);корпус вспомогательных цехов (КВЦ) → преобразованное в 2000 году в
инструментальное производство (ИП)[21];производство ремонта и обслуживания оборудования (ПРиОО);производство пластмассовых изделий (ППИ);опытно-промышленное производство (ОПП);производство пресс-форм и штампов (ППШ)[22].Процесс сборки автомобилей осуществляется на пяти
линиях конвейера. Каждый автомобиль, выпущенный на автозаводе,
проходит обкатку на автомобильном треке, представляющем собой две кольцевые
трассы и отдельные участки с испытательным покрытием.В 1970-х годах в состав «Волжского объединения по
производству легковых автомобилей» были включены три предприятия:Белебеевский завод Автонормаль;Димитровградский автоагрегатный завод;Скопинский автоагрегатный завод.После развала СССР,
в результате акционирования, все предприятия стали акционерными обществами. В настоящее время
указанные заводы продолжают поставлять свою продукцию как на ОАО «АВТОВАЗ», так
и на другие автозаводы России.«АвтоВАЗ» совместно с «General
Motors» и Европейским Банком Реконструкции и
Развития принял участие в создании совместного предприятия «GM-AvtoVAZ».
Совместное производство началось с выпуска внедорожника «Chevrolet
Niva» («Шевроле Нива»).Несмотря на относительную локализацию основного рынка сбыта
«АВТОВАЗа», автомобили его производства можно встретить в любом, даже самом
удалённом уголке земли, даже в самых развитых странах. Например, в Австралии, Новой
Зеландии,Канаде, Германии. Предприятие ориентировано на
внутренний рынок, где является абсолютным лидером по продажам, и на
страны СНГ. В 2004 годузавод
выпустил чуть более 712 тысяч, в 2005 году —
721,5 тысяч автомобилей. В 2006 году выпущено
966 380 автомобилей и автокомплектов, продано 724 тысяч готовых автомобилей, в
том числе 185 673 автомобилей и сборочных комплектов на экспорт. В2007 году продано
(по данным компании) 770 тысяч авто.В 2008 году компания
планировала выпустить 959,7 тыс. автомобилей и сборочных комплектов, в том
числе 125 тыс. автомобилей Lada Kalina, более 210 тыс. автомобилей модели
Lada Samara, 35 тыс. трехдверных внедорожников Lada 4х4 и 8 тыс.
автомобилей «Lada 112 Coupe». Экспорт автомобилей и автокомплектов в 2008 году
предполагалось увеличить до 194 тыс. единиц.Выпуск автомобилей на одного работника составляет около 5[источник не указан 27 дней] автомобилей
в год, например у «Renault S.A.» этот показатель равен
19 автомобилей в год, а у Honda Motor — 25 автомобилей и 88 мотоциклов в
год, при соизмеримом количестве сотрудников.В кризисный 2009 год первоначально
планировалось выпустить 475 тыс. автомобилей, затем эта цифра была
скорректирована до 332 тысяч автомобилей. В 2009 году завод останавливался
дважды с начала года. Сначала в феврале 2009 года — из-за отказа
производителей автокомпонентов отгружать продукцию автогиганту, пока он не
погасит перед ними свои долги. Другой раз — уже на весь август — по
решению топ-менеджмента из-за проблем со сбытом.[26].В настоящее время серийно выпускаются автомобили:семейство «Lada Samara II» («Лада Самара
II») — седан, 3-дверный и 5-дверныйхэтчбеки с приводом на передние колёса;семейство «Лада Приора» — седан, 5-дверный хетчбек и
универсал;семейство «Лада Калина» — очередное семейство
легковых автомобилей, выпуск которых начался 18 ноября 2004 года;«Lada 4×4» («Лада 4×4») — полноприводный
автомобиль повышенной проходимости, до 2005 года именовавшийся
«Lada Niva» («Лада Нива»).Серийно выпускаемые заводом двигатели:модификации двигателя ВАЗ-2101 для «Лада
Классик»;модификации двигателя ВАЗ-2108 для «Лада
Самара», «Лада 110» и «Калина»;двигатель ВАЗ-2112 и его версии
для «Лада 110», «Калина» и «Приора»;версии двигателя ВАЗ-2121 для «Лада
Нива»;двигатель ВАЗ-1118 для «Лада
Калина».Кроме того, «АВТОВАЗ» продолжает выпуск комплектующих и
запасных частей для моделей, снятых с производства или производящихся в других
городах России и за рубежом.ОАО «АВТОВАЗ» с 2011 года прекращает
производство классических моделей (производство ВАЗ-2107 будет перенесено
на ИжАвто в марте), говорится в программе развития
предприятия до 2020 года,
которая имеется в распоряжении «Интерфакса».2011 год —
запуск нового седана и хэтчбека «Lada Granta»
на базе «Калины»,2012 год —
на платформе B 0: совместный проект «Renault-АвтоВАЗ»
автомобиль «Lada Largus».2015 год —
хэтчбек сенмента B и кроссовер сегмента С,2016 год —
новой модели Priora, кроссовера В-сегмента и седана С-класса.2011 год «АВТОВАЗ»
прекратил производство классических моделей (2105, 2107), а семейство
Sаmara планируется снять с производство с 2014 года.2020 год компания
намерена производить 9 моделей на 3 (или 4) платформах в шести сегментах. На
три модели — Low Cost, новая «Приора» и C-класс — будет приходиться
70 % объёмов производства, следует из программы.