Завод микролитражных автомобилей (ЗМА) был
создан в 1991 г.
как дочернее предприятие КамАЗа в г. Набережные Челны (Татарстан). В 1996 г. ЗМА преобразован в открытое
акционерное общество <Завод микролитражных автомобилей> (ОАО
<ЗМА>).
Самым крупным акционером общества является ОАО
<КамАЗ>, которому принадлежит 74% акций; вторым по значимости акционером
является Республика Татарстан, обладающая блокирующим пакетом акций.
Основной целью создания завода было производство
микролитражного автомобиля ВАЗ-1111 <Ока>, разработанного и
сконструированного АвтоВАЗом. Сегодня на заводе производится модель ВАЗ-11113
<Ока>. Кроме базовой модели есть вариант для инвалидов, а также машина в
тюнинговом исполнении с заменой части элементов конструкции. Помимо ЗМА
производство автомобиля ВАЗ-11113 <Ока> ведется на Серпуховском
автозаводе (ОАО <СеАЗ>) - дочернем предприятии АвтоВАЗа. Соотношение
объемов выпуска на ЗМА и СеАЗе составляет примерно 2 : 1.ОАО <ЗМА> - автосборочный завод, на котором помимо
сборки расположены мощности по обеспечению ряда других этапов производства
автомобиля (механообработка, потенциально: сварка, окраска), а также мощности
по выпуску отдельных комплектующих и запчастей. Характеристика существующих
мощностей по различным этапам производства автомобиля <Ока> дана на рис.
1.
Основными поставщиками ЗМА являются заводы: ОАО
<КамАЗ> (кузов и различные механические детали) и
<АвтоВАЗ> (силовой агрегат), другие поставщики выпускают комплектующие
для автомобиля.
С момента своего создания ЗМА (без привлечения внешних
заимствований) удавалось непрерывно наращивать объемы производства.
Соответствующая динамика выпуска автомобилей <Ока> на ЗМА отражена на
рис. 2.В соответствии с динамикой роста объема производства на ЗМА
изменялись и объемы продажи автомашин. Кроме того, в последние годы увеличились
производство и реализация запасных частей к автомобилю.
С самого начала производства микролитражных автомобилей
ЗМА стремился развивать продажи через независимых дилеров. Однако из-за
относительно невысоких объемов производства в 1993-1997 гг. и высокой доли
бартерных расчетов ЗМА не удалось сформировать сильную дилерскую сеть. В
1997-1998 гг. ОАО <ЗМА> имело около восьми официальных дилеров,
обеспечивающих стабильный объем сбыта, осуществляющих послепродажное
обслуживание автомобилей и реализацию запасных частей.
Уровень денежных продаж составлял всего 10-15%. ЗМА был
не в состоянии контролировать цену на производимый автомобиль <Ока>, так
как большая часть автомобилей реализовывалась на рынке <серыми дилерами>,
получающими машины по бартерным договорам.
Для восстановления контролируемой системы сбыта и
упрочения своих позиций на автомобильном рынке ОАО <ЗМА> совместно с
гарвардской консультационной фирмой <Монитор> и инвестиционной компанией
<Диалог Инвестментс> (г. Казань) в рамках Проекта содействия
реструктурированию российских предприятий, проводимого Всемирным банком и
Российским центром приватизации, провели крупномасштабное исследование рынка
микролитражных автомобилей и конкурентный анализ ЗМА.
На основе проведенных исследований были разработаны и
успешно реализованы следующие мероприятия: программа контроля
за издержками, а также программа конкурсного отбора поставщиков, направленные
на снижение монопольной зависимости от поставщиков и снижение себестоимости; политика
ценообразования на автомобиль <Ока> для различных сегментов рынка и
каналов поставок, позволяющая обеспечить рентабельность производства и сбыт
автомобилей; программа по
совершенствованию системы сбыта автомобилей. В результате ее реализации
количество официальных дилеров возросло с 5 (в середине 1998 г.) до 30 (к концу 1999 г.); программа сокращения
бартерных расчетов, ее реализация позволила ЗМА за полгода (октябрь 1998 г. - апрель 1999 г.) в пять раз
увеличить объем денежных продаж. В первом полугодии 2000 г. бартерные продажи
составили всего 6% от общего объема сбыта.
За последний год объем сбыта автомобилей <Ока>
увеличился на 47% (с 19 тыс. шт. в 1998 г. до 28 тыс. шт. в 1999 г.).
За первую половину 2000 г. произведено 16044
автомобилей, что позволяет с уверенностью прогнозировать выполнение плана 2000 г. - 32 тыс.
автомобилей <Ока>.
Однако данные величины не являются предельными.
Потенциальный объем рынка автомобилей <Ока> в России на 2000-2003 гг. (по
результатам проведенных исследований) составляет около 100 тыс. автомобилей,
что более чем в два раза превосходит планируемый объем сбыта на 2000 г.
Помимо этого, при грамотно проводимом маркетинге и
мощном производственном потенциале этот объем можно будет значительно повысить
(например, в Польше доля микролитражек в общем объеме производства автомобилей
составляет 34%). Несмотря на высокий потенциал,
выпускаемая модель ВАЗ-11113 <Ока> находится на той стадии, когда для
обеспечения стратегического развития предприятия необходимо модифицировать
устаревшую модель или начать выпуск новой модели для более полного
удовлетворения растущих потребностей рынка.
Предполагаемые направления инвестиций следующие: Завершение
строительства окрасочного цеха и ввод в эксплуатацию окрасочной линии DURR
(линия стоимостью 38 млн нем. марок оплачена и доставлена на завод). Окрасочный
комплекс спроектирован без привязки к конкретной модели и позволяет окрашивать
изделия длиной до 5,3 м,
шириной 2,0 м,
высотой 1,5 м. Повышение качества
линии штамповки. Закупленный ОАО <КамАЗ> многопозиционный пресс-автомат
фирмы <Шуллер> (Германия) стоимостью 37 млн долл. позволяет производить
55 тыс. машкомплектов грузовых и 110 тыс. машкомплектов легковых автомобилей. Модернизация
механосборочного производства. Увеличение
мощностей по производству комплектующих и запчастей. Расширение
мощностей по производству двигателей на АвтоВАЗе либо создание производства
двигателей на территории Татарстана (потенциальные партнеры ОАО <КамАЗ>,
ОАО <Казанское моторостроительное объединение>, ОАО <ЕлАЗ>,
компания <Орбитал - Австралия>). Это самый дорогостоящий этап, и его
стоимость оценивается в размере от 40 млн долл. до 250 млн долл.
Совокупная стоимость всего комплекса вышеперечисленных
мероприятий оценивается ориентировочно в 10,6 млрд руб. При этом
предполагается, что 7,1 млрд руб. - вложения собственных средств, а 3,5 млрд
руб. - средства потенциального инвестора.
Реализация данных мероприятий даст возможность ЗМА
выйти на объем производства 75 тыс. автомобилей <Ока> в год и позволит
существенно повысить потребительские свойства автомобиля.
Кроме того, основная часть вновь вводимых мощностей
может быть использована для производства и вывода на рынок в 2004-2005 гг.
новой модели, отвечающей требованиям мирового рынка микролитражных автомобилей. ОАО <ЗМА> -
производитель единственного микролитражного автомобиля в России. Производимый на ЗМА
автомобиль <Ока> успешно конкурирует с зарубежными аналогами в силу более
низкой цены, а также большей доступности запасных частей и сервисных центров. Объем рынка
микролитражных автомобилей в России к 2004 г. прогнозируется в объеме 250 тыс.
автомобилей в год. Завод предпринимает
серьезные усилия в направлении улучшения потребительских качеств автомобиля,
увеличения объемов производства, расширения сбытовой и сервисной сети,
стимулирования сбыта