Транспортёр переднего края (ТПК), гражданское
обозначение ЛуАЗ-967 — полноприводный плавающий
автомобиль-транспортёр особо малой грузоподъемности.Был создан по заказу ВДВ для
эвакуации раненых, подвоза боеприпасов и военно-технического имущества,
буксировки, а также установки отдельных видов вооружения.В серийном производстве с 1975
года на Луцком автозаводе.На базе ТПК были созданы гражданские автомобили повышенной
проходимости ЛуАЗ-969, ЛуАЗ-969М, ЛуАЗ-1302 и их модификации.Транспортёр, отличающийся очень малыми габаритами, имеет
водонепроницаемый корпус, в передней части которого расположен двигательМеМЗ-967. Характерной особенностью
автомобиля является откидная рулевая колонка, смонтированная, как и сиденье
водителя, по центру машины. Такая конструкция рулевой колонки позволяет
водителю при необходимости управлять автомобилем в полулежачем положении.История созданияВ годы Корейской войны (1949-53 гг.) выявилась потребность в
лёгком, способном плавать вездеходе для подвоза боеприпасов, эвакуации раненных
с поля боя, разведки, буксировки лёгких орудий и миномётов, и аналогичных
задач. ГАЗ-69, при всех своих положительных качествах, для выполнения
этих функций не вполне подходил, как и созданная на его базе излишне
специализированная амфибия ГАЗ-46 (МАВ —
«малый автомобиль водоплавающий»).Разработка началась в середине пятидесятых в НАМИ группой
под руководством Б. М. Фиттермана. Опытный образец, обозначенный
НАМИ-049 (в некоторых источниках упоминается собственное имя вездехода —
«Огонёк»), был готов к 1958 году. Он имел стеклопластиковый кузов с усиленным
несущим основанием, независимые торсионные подвески на продольных рычагах,
постоянный привод на передний и задний мост, связанные через блокируемый
межосевой дифференциал, блокируемые дифференциалы мостов, колёсные редукторы и
мотоциклетный двигатель МД-65 мощностью 22 л.с. Последний оказался излишне слабым, имел
малый ресурс и не развивал должных тяговых свойств. Кроме того, пластмассовый
кузов оказался излишне хрупким.Второй образец был обозначен НАМИ-049А. К его участию были
привлечены специалисты НАМИ и Запорожского завода, которые в те годы как раз
работали над проектом малолитражного автомобиля «Запорожец». Для военной амфибии сочли
подходящим один из вариантов двигателя, проектировавшийся для
«Запорожца» — V-образный, четырёхцилиндровый, с воздушным охлаждением.
Дальнейшие работы над малолитражкой и амфибией велись параллельно.Двигатель НАМИ-049А был в основном унифицирован с серийным
мотором «Запорожца», но имел и существенные отличия — в первую очередь, на
«Запорожце» двигатель располагался сзади, и не охлаждался набегающим потоком
воздуха, что потребовало введения принудительного воздушного охлаждения при
помощи вентилятора (тем не менее, двигатель ЗАЗ-а всё равно нередко
перегревался в жаркую погоду, а на будущем ЛуАЗ-е, на котором он был установлен
спереди, даже несмотря на бо́льшие нагрузки, такой тенденции не наблюдалось).Кроме этого, вместо пластикового корпуса применили открытый
стальной с тентом, отказались от межосевого дифференциала, сделали отключаемым
задний мост. Подвеску усилили для обеспечения возможности десантирования на
парашюте. Место водителя разместили посередине автомобиля, спиной к нему сидел
санитар, а бока кузова занимали носилки с раненными. Гребной винт
отсутствовал — на воде машина передвигалась за счёт вращения колёс, так
что по сравнению с «настоящими» амфибиями она была менее приспособлена к плаванию,
но в большей степени к передвижению по суше.В окончательном виде автомобиль получил обозначение
ЛуАЗ-967м и стал производиться в Луцке с 1975 года. До этого завод ремонтировал
автофургоны, изготавливал душевые установки и транспортеры ТСМ-6,5 для силосных
масс.МодификацииЛуАЗ-967А — от базовой модели отличался рядом
усовершенствований и новым двигателем МеМЗ-967А большей мощности.ЛуАЗ-967М — усовершенствованный вариант модификации
ЛуАЗ-967А с тем же двигателем и его модификациями, отличался от предыдущей
модели электрооборудованием, унифицированным с автомобилями УАЗ,
гидравликой, унифицированной с автомобилями Москвич.
После создания производственного объединения «АвтоЗАЗ», в
которое некоторое время входил Луцкий автозавод, гражданский вариант выпускался
также под маркой ЗАЗ-967М. Годы выпуска: 1975 — конец 80-х.